Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
Вместе с тем и до принятия Налогового кодекса РФ в ряде МНД содержалось определение начала и окончания существования строительной площадки, которое впоследствии было законодательно урегулировано. Например, в Соглашении от 15.12.97 между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, принятом с учетом международной налоговой практики, данная проблема разрешена следующим образом.
В вышеуказанном соглашении содержится оговорка, согласно которой строительная площадка существует со дня начала подрядчиком своих работ, включая любые подготовительные работы на строительной площадке. При подсчете льготного налогового периода датой окончания работ на строительной площадке считается дата сдачи такой площадки. Промежуток времени между датой сдачи строительного объекта и датой его принятия заказчиком не учитывается при подсчете льготного налогового периода, по истечении которого строительная площадка будет образовывать постоянное представительство и подлежать налогообложению на территории Российской Федерации.
Еще один вариант разрешения вопроса о моменте начала и окончания строительной площадки отражен при заключении Российской Федерацией международного налогового договора с Республикой Армения.
Так, Протоколом к Соглашению от 28.12.96 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество установлено, что моменты начала и завершения строительной площадки определяются датами, зафиксированными совместно представителями заказчика и подрядчика в протоколе или ином документе, предусмотренном условиями контракта.
В данном случае принятие заказчиком строительного объекта у подрядчика и будет являться моментом завершения строительной площадки.
Приостановление работ по контракту
Согласно п. 4 ст. 308 НК РФ строительная площадка не прекращает существования, если работы на ней временно приостановлены, кроме случаев консервации строительного объекта на срок более 90 дней по решению федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятому в пределах их компетенции, или в результате действия обстоятельств непреодолимой силы. Аналогичное положение закреплено и в п. 1.8 Инструкции № 34.
Кроме того, по мнению специалистов Минфина России, приостановление работ по контракту вследствие отсутствия финансирования также включается в срок деятельности строительной площадки (письмо Минфина России от 12.05.99 № 04-06-05).
В соответствии с международной налоговой практикой сезонные или другие временные перерывы должны быть включены в срок деятельности строительной площадки. Сезонные перерывы могут быть вызваны неблагоприятной погодой, а временные приостановки -- недостатком материала или рабочих рук (п. 19 комментариев ОЭСР к ст. 5 Типовой модели налоговой Конвенции).
Говоря о продолжительности деятельности строительной площадки, следует учитывать тот факт, что строительная площадка рассматривается как отдельный субъект, даже если она основана на нескольких контрактах, при условии, что она формирует единое коммерческое и географическое целое. Зачастую льготный налоговый период, установленный соглашениями об избежании двойного налогообложения, приводил к злоупотреблениям. В частности, иностранные фирмы разбивали строительство единого объекта на части, заключая отдельные контракты на каждую часть (например, на каждый этаж -- отдельный контракт). При этом продолжительность контракта была меньше продолжительности, установленной соглашением, и каждая построенная часть здания считалась отдельной стройплощадкой.