Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
В настоящее время этот вопрос урегулирован. Согласно п. 5 ст. 308 НК РФ строительство (сооружение, монтаж) дорог, путепроводов, каналов, прокладка коммуникаций, в ходе проведения работ на которых меняется географическое место их проведения, относятся к «строительной площадке». При этом независимо от изменения географического места проведения работ данная деятельность рассматривается как деятельность, осуществляемая на одной строительной площадке.
Проанализировав нормы Налогового кодекса РФ, касающиеся определения термина «строительная площадка» и положений, закрепленных в комментариях ОЭСР, помимо некоторой их схожести можно отметить и несколько принципиальных различий.
Во-первых, в отличие от международного российское законодательство не включает в термин «строительная площадка» надзорную деятельность. При заключении МНД в отношении надзорной деятельности, связанной со строительной площадкой, Российская Федерация придерживается двух концепций. Так, при заключении МНД со странами, входящими в ОЭСР, Россия следует положениям, закрепленным в комментариях ОЭСР к Типовой модели налоговой Конвенции, согласно которой надзорная деятельность включается в понятие «строительная площадка» (например, Соглашения об избежании двойного налогообложения с Германией, Италией, Францией, Великобританией).
При заключении МНД со странами, не входящими в ОЭСР, Россия занимает иную позицию, основанную на Конвенции ООН, согласно которой надзорная деятельность, связанная со строительной площадкой, является самостоятельным видом деятельности, приводящим к образованию постоянного представительства иностранного юридического лица. К таким договорам относятся: Соглашение от 27.05.94 между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы; Конвенция от 29.09.95 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество; Соглашение от 05.12.98 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. В этих соглашениях указано, что строительная площадка и связанная с ней надзорная деятельность будут образовывать постоянное представительство и соответственно подлежать налогообложению по истечении определенного периода времени, установленного данными соглашениями.
В Соглашении же от 25.03.97 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы содержится оговорка, согласно которой по взаимному согласию компетентных органов договаривающихся государств надзорная деятельность может не образовывать постоянное представительство в случаях, когда продолжительность работ на строительной площадке превышает льготный срок, установленный соглашением, но при соблюдении условий, перечисленных в Протоколе к Соглашению об избежании двойного налогообложения от 25.03.97.
Во-вторых, если международное налоговое право определяет строительную площадку как строительство зданий и иных объектов недвижимости, российское законодательство устанавливает более льготное положение и включает в данное понятие также ремонт и техническое перевооружение объектов недвижимого имущества и сооружений (ст. 308 НК РФ).
До принятия Налогового кодекса РФ налоговые органы и Минфин России руководствовались по данному вопросу международной налоговой практикой, в частности, Типовой моделью налоговой Конвенции, делая вывод, что при рассмотрении термина «строительная площадка» речь идет прежде всего о строительстве, реконструкции, сооружении и монтаже объектов, связанных с существенными капитальными вложениями в течение достаточно длительного периода времени. В противном случае, учитывая комплексность, высокую начальную затратность и продолжительность работ (введение льготного периода освобождения от налогов)<http://www.rnk.ru/journal/archives/2002/12/nalog_na_pribyl/104603.phtml>, нарушается принцип, заложенный в соответствующем положении Типовой модели налоговой Конвенции в отношении специфики возникновения постоянного представительства для строительной деятельности.