Проблемные моменты законодательной конструкции уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов
. В течение долгого времени объективная сторона легализации, предусмотренной статьями 174 и 174.1 УК РФ, различалась, но Федеральным законом от 7 апреля 2010 г. различия были нивелированы. Отличие объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 174.1, от предусмотренного статьей 174 УК РФ состояло в наличии двух дополнительных альтернативных действий: использование денежных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской деятельности; использование денежных средств или иного имущества для осуществления иной экономической деятельности. Применительно к вопросу о расхождении объективной стороны двух указанных составов преступления в литературе высказывалась негативная оценка. В частности, Н.А. Лопашенко писала: "Не совсем ясна логика законодателя, установившего разные формы легализации для разных субъектов: речь идет, конечно, об использовании денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем, для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, которая может быть формой легализации только по ст. 174.1 УК РФ. Почему не признается легализацией управление третьим лицом преступно полученным имуществом путем использования его в бизнесе? Подобное поведение ничуть не менее (если не более!) опасно, чем совершение с этим имуществом финансовых операций и других сделок"
Между тем законодатель вполне обоснованно привел редакции рассматриваемых статей к единому знаменателю, что давно напрашивалось. Хотя несколько спорным является способ, которым эти преобразования совершил, фактически декриминализировав два способа совершения легализации применительно к статье 174.1 УК РФ и оставив лишь те способы, которые предусмотрены статьей 174 УК РФ. Как представляется, в данном вопросе необходимо согласиться с вышеуказанной позицией Н.А. Лопашенко о большей общественной опасности использования преступных доходов в бизнесе. С этой точки зрения сужение признаков объективной стороны легализации, на наш взгляд, является ошибочным решением.