Характеристика ЗАО «Завод минеральных вод»
- объём потребления «Живой воды» и конкурентных марок по точкам продаж (в литрах);
- определение позиций «Живой воды» и конкурентов на рынке воды;
- определение социально-демографического портрета потребителей «Живой воды»;
- восприятие торговой марки/компании потребителями;
- выявление покупательских предпочтений;
- наличие новых рынков сбыта, новых потребителей и новых производителей аналогичной продукции;
- основные тенденции развития рынка безалкогольных напитков.
Для определения нужд потребителя предприятием используются каналы обратной связи. Обеспечение обратной связи с потребителем осуществляется посредством устных опросов, почтовой переписки, анкетирования, проведения и участия в семинарах и т.д. Полученная информация в соответствии с принятой схемой доводится до сведения отдела маркетинга и заинтересованных подразделений. Кроме методов прямого контакта с потребителем, используется ряд косвенных методов, позволяющих получить необходимые данные. Примером таких методов является учет данных, полученных на основании публикуемых в специализированной литературе исследованиях рынка, специальных отзывов, жалоб потребителей и т. д.
Используя результаты анализа прошлых лет, высшее руководство намечает приоритетные направления деятельности предприятия, в том числе для реализации стратегии. К примеру, анализируя тенденции рынка и изменение использования мощности скважины с питьевой водой, руководство одним из первых выявило тенденцию к повышению спроса на бутилированную питьевую воду объёмом 19 л и первым в регионе стало выпускать такую продукцию, что позволило на местном рынке занять лидирующую позицию в данном направлении.
Вся стратегическая линия предприятия, основывающаяся на ключевых процессах и их потребителях, строится на таких основных линиях, как:
- продвижение продукции с целью улучшения качества жизни населения, повышения уровня физиологического здоровья покупателей;
- постоянный мониторинг рынка для оперативного реагирования на изменение спроса, появление новых конкурентов и внедрение продуктов научно-технического прогресса;
- повышение профессионализма сотрудников компании как приоритетная задача по поддержанию высокого качества продукции;
- постоянный контроль качества, начиная от входного сырья используемого в производстве, заканчивая соблюдением условий хранений на складах магазинов и партнёров в регионах.
На основе выбранной стратегической линии формируется программа по внедрению данного направления в работу предприятия:
- составляется график внедрения бесплатной установки оборудования, позволяющего потреблять продукцию завода в социально-общественные места. К примеру, в 2011 г. более двух десятков дошкольных учреждений получили такую возможность, что позволило потреблять чистую питьевую воду, а равно и заложить фундамент в культуру потребления воды в целом;
- проводится агитационная работа, на основе которой открываются дополнительные возможности по развитию бизнеса и, как следствие, повышению уровня жизни населения. Так, благодаря агитационной акции, приуроченной к первому сентября, большинство школ г. Липецка проявили интерес к установке оборудования и потреблению питьевой воды высокого качества;
- формируются планы для отдельных структурных подразделений и проекты, направленные на улучшение качества выпускаемой продукции, а также повышения эффективности работы предприятия.
Для предупреждений потребностей и ожиданий потребителей на предприятии постоянно проводятся маркетинговые исследований, результаты которых доводят до сведения руководителей структурных подразделений, помимо этого сотрудники предприятия регулярно принимают участие во всевозможных выставках и конференциях по добыче и розливу питьевой и минеральной воды. Также проводятся опросы при проведении промо-акций, где респондентов просят ответить об их возможных желаниях, как по новой продукции, так и непосредственно замечаний по уже существующей линейке. В результате этих обследований определяется уровень восприятия существующей продукции и услуг и принимаются необходимые корректирующие действия по расширению ассортимента и усовершенствованию технологических процессов для достижения стабильных характеристик.
Для более глубокой возможности получения информации непосредственно от потребителей продукции на предприятии в сентябре 2006 г. основан клуб «Живой воды», целью которого является возможность более близкого общения предприятия со своими потребителями. А для оперативности такого общения в конце 2006 г. был запущен сайт, где потребители могут не только в режиме он-лайн заказывать продукцию завода на дом и в офисы, но и также высказывать свои замечания по поводу качества продукции. Высокая оснащённость компьютерами рабочих мест на предприятии и объединение их в единую сеть позволит оперативно отрабатывать каждое замечание. Клуб уже насчитывает более 1 000 клиентов.