Горизонтальное выравнивание муниципальных бюджетов в условиях реформы местного самоуправления
Исходным условием приведения нормативной базы регионального межбюджетного регулирования к требованиям обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований является приоритетность финансовых потребностей местного самоуправления, как непосредственного выразителя интересов граждан, проживающих на каждой конкретной территории. В скорректированных нормах регионального межбюджетного регулирования должна отражаться реальная, а не декларативная направленность реформы местного самоуправления на децентрализацию финансов бюджетной системы в пределах, допустимых объективными условиями функционирования муниципалитетов, различиями в уровне их экономического, финансового и налогового потенциалов.
Для полноценной реализации функций и задач местного самоуправления необходимо сформировать механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, позволяющий повысить уровень финансовой самостоятельности муниципалитетов и стимулирующий рост потенциала собственных доходных источников местного самоуправления. Указанный механизм межбюджетного регулирования должен:
обеспечивать увеличение поступлений по налогам, передаваемым на местный уровень, в первую очередь, по единым нормативам, а далее, при недостатке доходных поступлений, по дополнительным нормативам отчислений (в настоящее время имеет место обратная ситуация);
побуждать местное самоуправление к увеличению налоговых доходов, зачисляемых в бюджет муниципального образования по нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации;
содействовать увеличению потенциала налоговых и неналоговых доходов;
способствовать оптимизации бюджетных расходов, давая положительный импульс к саморазвитию территорий местного самоуправления.
Анализ механизма межбюджетного распределения финансовых ресурсов, кроме того, указывает на необходимость совершенствования процесса перспективного финансового планирования, применения более эффективных инструментов управления региональными финансами. Это позволит повысить эффективность бюджетных расходов с точки зрения получения конечных результатов и повышения степени сбалансированности бюджетов за счет собственных доходных источников, а не финансовой помощи, порождающей иждивенчество со стороны местного самоуправления. Для этого предлагается передать органам местного самоуправления ряд государственных полномочий по формированию доходов местных бюджетов, соответственно трансформировать методику выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, положив в её основу механизм отрицательного трансферта.
Методика формирования межбюджетных отношений регионального бюджета с бюджетами муниципальных образований является одним из инструментов, позволяющим эффективно влиять на увеличение собираемости налоговых и неналоговых доходов в бюджеты, как муниципальных образований, так и бюджет субъекта Российской Федерации. От того, как будут построены межбюджетные отношения в регионе, зависит формирование стимулов к увеличению доходного потенциала муниципалитетов, и значит, региона в целом.
Сформулированные по результатам проведенного исследования положения непосредственно направлены на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и финансовой самостоятельности муниципалитетов. Разработанные предложения могут найти применение в практической деятельности финансовых органов Волгоградской области и других регионов. Они, по нашему мнению, позволили бы в определенной мере улучшить управление бюджетным процессом и ускорить процесс развития реального, а не декларируемого местного самоуправления.