Горизонтальное выравнивание муниципальных бюджетов в условиях реформы местного самоуправления
Заключение
Исследования, проводимые в курсовой работе позволили выявить основные проблемы межбюджетных отношений и обеспечения роста финансовой самостоятельности местного самоуправления и сбалансированности местных бюджетов в условиях реформы местного самоуправления, обосновать направления их решения.
Целью стратегии развития межбюджетных отношений в Российской Федерации является создание эффективно функционирующего механизма распределения доходных источников между органами власти для реализации их расходных полномочий, связанных с решением задач социально-экономического и политического развития страны в целом, ее регионов, муниципальных образований. Методами достижения этой цели являются совершенствование законодательства с учетом складывающихся социально-экономических условий, формализация методик распределения финансовой помощи между федеральным центром и регионами, между регионами и муниципальными образованиями, использование стандартов бюджетных затрат на конкретные цели.
Теоретико-методологическое обоснование путей совершенствования механизма межбюджетных отношений позволяет применить инструменты межбюджетного регулирования, обеспечивающие оптимальное и справедливое перераспределение финансовых ресурсов между региональными и местными бюджетами, способствующее укреплению федерализма в целом и местного самоуправления, в частности.
Анализ действующего механизма межбюджетного регулирования выявил его ориентацию, во-первых, на признание сложившихся глубоких различий доходных потенциалов муниципальных образований, во-вторых, на осуществление межбюджетного выравнивания и обеспечение сбалансированности местных бюджетов путем максимизации возможностей централизованного перераспределения налоговых доходов посредством регионального бюджета. Отсутствие в данном механизме норм, стимулирующих расширение доходной базы местного самоуправления, обусловило необходимость корректировки нормативной базы регионального межбюджетного регулирования путем внесения в неё изменений, ориентированных, прежде всего, на повышение самостоятельности муниципальных образований самоуправления в направлении развития потенциала собственных доходных источников.
Финансовая самостоятельность муниципальных образований и максимально возможное достижение сбалансированности местных бюджетов за счет доходов, формируемых на территориях местного самоуправления - важнейшие составляющие в системе межбюджетных отношений, создающие условия для планомерного и устойчивого саморазвития муниципалитетов.
Основными факторами финансовой самостоятельности местного самоуправления являются:
сбалансированность доходов и расходов местных бюджетов, обеспечиваемая, в первую очередь, финансовым потенциалом, формирующимся на территории муниципальных образований, а не за счет финансовой помощи;
приоритетность роли местного самоуправления в мобилизации доходов муниципальных образований, повышении налогового потенциала территорий; эффективные нормативно-правовые инструменты бюджетной политики, позволяющие органам местного самоуправления самостоятельно обеспечивать наращивание общих объемов налоговых доходов бюджетов (не только местных), формируемых на их территориях.