Горизонтальное выравнивание муниципальных бюджетов в условиях реформы местного самоуправления
Наибольшее увеличение объема межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло в Тульской области на 109,3% (на 5,6 млрд. рублей), в Самарской области на 62,2% (на 5,3 млрд. рублей), в Тюменской области на 58,6% (на 14,4 млрд. рублей), в Приморском крае на 53,9% (на 3,9 млрд. рублей), в Калужской области на 50,9% (на 1,7 млрд. рублей) и в Республике Ингушетия на 50,4% (1,1 млрд. рублей). Вместе с тем произошло значительное снижение объемов финансовой помощи местным бюджетам: в Астраханской области на 43,2% (на 2,6 млрд. рублей), в Республике Саха (Якутия) на 37,1% (на 11,2 млрд. рублей), в Саратовской области на 27,3% (3,4 млрд. рублей), в Республике Хакасия на 27,2% (на 1 млрд. рублей), в Республике Марий Эл на 25,3% (на 1,2 млрд. рублей).
В составе межбюджетных трансфертов в 2010 году (без учета субвенций из региональных фондов компенсаций) доля дотаций местным бюджетам занимает 35,9%, что соответствует уровню 2009 года. Объем 13 дотаций увеличился по сравнению с 2009 годом на 8,4% и составил 327,5 млрд. рублей, в том числе 183,5 млрд. рублей (56%) поступило в бюджеты муниципальных районов, 81,9 млрд. рублей (25%) - в бюджеты городских округов, 62,1 млрд. рублей (19%) - в бюджеты поселений.
Максимальное увеличение объема дотаций местным бюджетам в 2010 году по сравнению с 2009 годом наблюдалось в Челябинской области - на 68,5% (5,5 млрд. рублей), в Московской области на 61% (3,1 млрд. рублей), в Орловской области и Чеченской Республике - на 57,8% (соответственно на 0,7 млрд. рублей и 2,1 млрд. рублей). Наиболее значительное снижение объема дотаций отмечается в местных бюджетах Республики Марий Эл на 55,2% (на 0,8 млрд. рублей), Хабаровского края на 43,4% (на 0,4 млрд. рублей), Волгоградской области на 41,7% (на 1,6 млрд. рублей) и Забайкальского края на 36,7% (на 2,3 млрд. рублей).
Как видно на диаграмме 3, основным процентом межбюджетных трансфертов являются субвенции, передаваемые с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На втором месте субсидии. Основными получателями субсидий в 2010 годах являлись бюджеты городских округов (в 2010 году - 49%) и муниципальных районов (, в 2010 году - 39,2%), что обусловлено широким перечнем закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения. На бюджеты поселений приходилось 11,8% от общего объема субсидий, в 2010 году.
Диаграмма 3. Структура межбюджетных трансфертов в муниципальные образования за 2010 год
На третьем месте дотации. В 2010 году наименее дотационными являлись городские округа, далее муниципальные районы и поселения, соответственно. Данное соотношение связано с более высокой бюджетной обеспеченностью бюджетов городских округов по сравнению с бюджетами других типов муниципальных образований, что обусловлено преимущественной концентрацией налоговой базы по основным федеральным и местным налогам в указанных муниципальных образованиях.