Горизонтальное выравнивание муниципальных бюджетов в условиях реформы местного самоуправления
Структура дотаций, предусмотренных в местных бюджетах на 2010 год, приведена на следующей диаграмме.
Диаграмма 4. Структура дотаций в местные бюджеты за 2010 год
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований составляют 70,4% из общего объема дотаций (230,5 млрд. рублей). По сравнению с 2009 годом объем указанных дотаций увеличился на 6,8% или на 16,9 млрд. рублей. В 2010 году наименее дотационными являлись городские округа, в бюджетах которых удельный вес дотаций в собственных доходах составил 8%, в бюджетах поселений и муниципальных районов, соответственно, 23,8% и 26,9 процента. Данное соотношение связано с более высокой бюджетной обеспеченностью бюджетов городских округов по сравнению с бюджетами других типов муниципальных образований, что обусловлено преимущественной концентрацией налоговой базы по основным федеральным и местным налогам в указанных муниципальных образованиях.
В целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в бюджете субъекта Российской Федерации предусматриваются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.
В 2010 году общий объем средств фондов финансовой поддержки поселений составил 49,9 млрд. рублей (в 60 субъектах Российской Федерации), в том числе, исходя из уровня бюджетной обеспеченности (в части городских и сельских поселений) в размере 6,2 млрд. рублей (в 9 субъектах Российской Федерации), исходя из расчета на 1 жителя (в части городских и сельских поселений) - 1,4 млрд. рублей (в 11 субъектах Российской Федерации) и исходя из расчета на 1 жителя (в части городских округов) - 42,3 млрд. рублей (в 51 субъекте Российской Федерации).
Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2010 году из региональных фондов компенсаций в связи с передачей указанных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации муниципальным районам было предоставлено субвенций в объеме 19,1 млрд. рублей 63 субъектами Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на проведение реформы местного самоуправления, основным доходом бюджетов муниципальных образований остаются межбюджетные трансферты. Преимущественное формирование местных бюджетов за счет межбюджетных трансфертов приводит к невозможности реализации основного принципа местного самоуправления - его самостоятельности в решении наиболее важных вопросов местного значения, касающихся основных проблем обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. В результате, в настоящее время существует еще масса проблем, которые еще предстоит решить.