НДФЛ - налоговая декларация по доходам физических лиц
Вариант 3. По итогам налоговой декларации 3-НДФЛ возникает возврат подоходного налога <http://www.3-ndfl.net/back>.
. Пример расчета подоходного налога
Пример 1. Рассчитаем стандартный налоговый вычет на одного ребенка, который могут получить родители при условии, что ежемесячная зарплата одного из них - 15 000 руб., а другого - 35 000 руб.
Таблица 6 - Расчеты стандартного налогового вычета на ребенка
налогоплательщики: |
1 родитель |
2 родитель |
ежемесячная заработная плата |
15 000 |
35 000 |
число месяцев, в течение которых совокупный доход не привысит лимит, установленный в пп.4 п 1 ст.128 НК РФ, но не более 12 месяцев |
12 (280 000/15 000) |
8(280 000/35 000) |
величина вычета, если его будут получать оба родителя в течение налогового периода |
12 000 (1000*12 месяцев) |
8 000 (1000*8 месяцев) |
величина вычета, если первый родитель будет получать удвоенный вычет |
24 000(1000*2*12 мес.) | |
величина вычета, если второй родитель будет получать удвоенный вычет |
16000 (1000*2*8 мес.) |
Из расчетов видно: если родитель, чей совокупный доход за год превышает 280 000 руб., откажется от стандартного вычета на ребенка, то у второго родителя с меньшими доходами будет значительная экономия на НДФЛ.
В случае, если совокупный доход за год ни у одного из родителей не превысит лимит в 280 000 руб., отказываться от своего налогового вычета никому из них нет смысла.
Вправе ли получить удвоенный налоговый вычет неработающий родитель? Может или нет неработающий родитель отказаться от своего вычета в пользу работающего? Обратимся к Письму Минфина России от 11.01.2009 N 03-04-08-01/1: отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право. Если один из родителей не работает, но имеет иные доходы, подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%, то он вправе получить данный налоговый вычет.
Заключение
Итак, введение подоходного налога предполагает, что государство имеет возможность, способности и право собирать информацию обо всех сторонах экономической деятельности индивида.
Создание Налогового кодекса преследовало много целей. Одной из них является выведение высоких доходов физических лиц из теневого оборота, то есть их легализация. Для достижения этой цели вводится единая ставка подоходного налога, вводятся дополнительные имущественные и социальные вычеты, а также особый порядок их предоставления. Однако, эти меры, в частности единую ставку налога, можно рассматривать лишь в качестве временных, так как задачи подъема отечественной экономики, в общем, и улучшения благосостояния граждан в частности не могут быть решены только в рамках Налогового Кодекса.
Необходимо упомянуть о том, что на введение единой ставки подоходного налога имеется и противоположное мнение. Отсутствие прогрессивной шкалы нарушает элементарный принцип справедливости обложения. В сложившейся ситуации будет происходить равное обложение в условиях большой дифференциации доходов, особенно такой, как в России.
Если учесть, что после снижения ставки налога на доходы физических лиц доходы федерального бюджета за первые два месяца 2001 года возросли на 70 процентов, то можно говорить о том, что проводимая в России реформа налогового законодательства уже начала приносить результаты.
Взимаемый в настоящее время налог на доходы физических лиц широко озвучен в главе 23 НК РФ. Также, по моему мнению, немаловажно что данный налог имеет статус федерального налога, в соответствии с ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ". НК РФ достаточно четко разграничивает различные виды доходов физических лиц, устанавливает особенности исчисления и взимания налога с этих доходов.