Оcновные цели, напpавления и пpиоpитеты финанcовой политики Pеcпублики Белаpуcь на 2011- 2015 годы
Социальные расходы бюджета Беларуси в 2011 году возрастут на 40% по сравнению с 2010 годом. Возрастают социальные выплаты, пенсии, стипендии, адресная социальная помощь. Среднегодовая зарплата в бюджетном секторе Беларуси в 2011 году возрастет на 35% по сравнению с 2010-м. Бюджет 2011 года имеет 3 основные особенности. Он базируется на изменениях налогового законодательства, снижении налоговой нагрузки, радикальном упрощении налогового администрирования [Приложение Б].
Выполнения плана на 2011 год таково.
Доходы республиканского бюджета за январь-август составили 27,2 трлн. рублей, или 80,8 процента годового плана.Расходы республиканского бюджета составили 25,8 трлн. рублей, или 64,0 процента годового плана.Профицит республиканского бюджета составил 1,3 трлн. рублей, или 0,9 процента к ВВП [18].
На данный момент 30.10. 2011: ставка рефинансирования 35%, инфляция 81,7 %. Девальвация белорусского рубля с начала 2011 года составила 189%. Не исключается 100% инфляции в этом году. В 2012 году планируется выдержать в пределах 20%".
октября 2011 на Белорусской валютно-фондовой бирже прошла объединенная торговая сессия, на которой после длительного перерыва был установлен единый курс национальной валюты. До этого в стране существовали официальный курс рубля, по которому шли торги на основной сессии биржи, и рыночный, определяемый во время торгов на дополнительной сессии. После объединения сессий стоимость белорусского рубля оказалась гораздо ближе к рыночному курсу.
В стране получается замкнутый круг - девальвация подстегивает цены, а выросшие цены способствуют девальвации. Беларусь становится мировым лидером по масштабам одномоментной девальвации национальной валюты. Кризис проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения.
Из-за отсутствия валюты в обменных пунктах в марте-апреле сформировался чёрный рынок, где курс доллара достиг 8000-9000 рублей к сентябрю. Зарплата в долларовом эквиваленте упала с 500 долларов до 170-220 долларов.
Таким образом, для решения сложной экономической ситуации в стране нужно предпринять основные меры по унификации курса национальной валюты Белоруссии.
Сбить повышенный спрос в стране. Необходимо отменить всякие ограничения на свободное ценообразование (регулирование закупочных цен, перекрестное субсидирование, ограничение торговых надбавок, и т.п.), чтобы выяснить - какие госпредприятия или их отдельные структурные подразделения в действительности являются убыточными, а какие возможно и нет.
После этого нужно запускать в действие существующий в Беларуси “институт санации и банкротства” в отношении хронически убыточных и бесперспективных госпредприятий или их отдельных структурных подразделений.
Антикризисные управляющие в каждом конкретном случае примут решения, что делать с этими предприятиями и отдельными структурными подразделениями. Часть из них будет подвергнуто реструктуризации с последующей приватизацией и сменой собственника, часть - будет перепрофилировано. Некоторая часть - наиболее бесперспективных и хронически убыточных предприятий, санация которых окажется невозможной, будет подвергнута ликвидации. Это значит, что основные средства будут распроданы в счет погашения долгов перед кредиторами, здания - если они пригодны - также будут проданы, если же не пригодны, то будут определены под снос, а земельные участки - будут выделены новым инвесторам под реализацию совершенно новых проектов. Если же и земельные участки никому не будут нужны, значит, никому не нужные здания будут подвергаться консервации до наступления лучших времен.
Заключение
Подводя итоги можно сделать несколько важных заключений:
. Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики. Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Всего существует три типа финансовой политики: классическая, регулирующая, планово-директивная. Роль государства в современной финансовой политике является безоговорочной, так как даже путем небольшого изменения в бюджетно-налоговой политике можно внести кардинальные изменения в развитие экономики в целом. К тому же государство концентрирует очень большие объемы денежных средств, которые расходуются в дальнейшем на различного рода программы.