Оcновные цели, напpавления и пpиоpитеты финанcовой политики Pеcпублики Белаpуcь на 2011- 2015 годы
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрены следующие направления:
В бюджетно-налоговой политике:
· совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
· радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
· концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
· оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
· снижение государственного долга республики.
Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов позволит к концу пятилетия снизить налоговую нагрузку до 26 процентов к ВВП. Дефицит консолидированного бюджета в 2015 году прогнозируется на уровне не более 1,5 процента к ВВП.
В денежно-кредитной политике:
· содействие поддержанию финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;
· поддержание низких темпов инфляции с помощью мер экономической политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка;
· обеспечение устойчивости белорусского рубля.
В результате данных действий будут обеспечены условия для укрепления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. При уменьшении инфляции до 5-6 процентов ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6-8 процентов годовых.
Приток в страну иностранного капитала (преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций), улучшение сбалансированности экономики станут основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь [23].
В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» [Приложение А].
В докладе П.П. Прокоповича от февраля 2011 года говорится: в текущем 2011 г. перед банковской системой и страной в целом стоят масштабные, сложные и во многом качественно новые задачи. Курсовая политика сохранит за собой ключевую роль, имея целью обеспечить адаптацию экономики к возможным внешним воздействиям и ограничить рост потребительских цен. Национальный банк сохранит режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора колебаний плюс/минус 8% от центрального значения, равного стоимости корзины на начало 2011 г. С учетом прогнозируемого на 2011 г. уровня инфляции в 7,5-8,5% к концу текущего года ставка рефинансирования может составить 8-10% годовых, процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору в белорусских рублях - 11-13% годовых, по новым срочным депозитам в рублях - 9- 11% годовых. Особенностью экономики 2011 г. и ближайшего пятилетия является ускоренный рост доли малого и среднего бизнеса в производстве товаров и услуг.
Также особенностью кредитной политики, осуществляемой начиная с 2011 г., становится широкое участие негосударственных банков в кредитовании государственных программ социально-экономического развития на взаимовыгодных условиях в рамках государственно-частного партнерства.
Следует активно развивать взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными банками. [21].
В соответствии с законом «О республиканском бюджете на 2011 год»: