Тактические вопросы размещения предприятий общественного питания региона
Анализ планов размещения производится на основе математической модели с использованием множества алгоритмов. Это довольно сложные расчеты, и мы считаем, что для выбора места размещения предприятий питания нужна более доступная для предпринимателя методика. Тем более что в последнее время все шире используются экспертные методы, под которыми понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных решений. При решении многих проблем простота математического аппарата часто оказывается более важным обстоятельством, чем предполагаемая точность результатов. Тенденция к использованию для анализа сложных явлений упрощенных математических методов в сочетании с априорной информацией, выдаваемой специалистами, получает в последние годы все более широкое признание среди математиков и экономистов. Многие ученые приходят к выводу, что «подлинная математика заключается не в нагромождении искусственных вычислительных приемов, а в умении получать правильные результаты путем размышлений при минимуме применяемого аппарата».
Если обращаться к маркетинговым закономерностям существования предприятия питания, то оно подчинено американскому правилу четырех `P`: place, price, product and promotion (место, цена, продукт и продвижение). Любое место, вне зависимости от того, проектируется оно как модное или долгоживущее, подчиняется этому правилу, и станет успешным только в том случае, если все эти четыре параметра грамотно просчитываются ресторатором. Абсолютно необходимы анализ рынка и изучение осуществимости проекта (изучение шансов на успех определенного вида бизнеса). Следует знать численность населения, количество промышленных предприятий, интенсивность движения транспорта, туристские объекты, достопримечательности, потребности, уровень конкуренции, финансовые возможности и т. д. Необходимо учитывать, что чем выше качество продукта, тем менее важным будет местоположение.
Для правильного выбора места размещения предприятия полезно использовать опыт США, где создается подробная социально-демографическая характеристика населения, которую широко применяют консалтинговые фирмы при разработке планов нового торгового строительства и при решении многих других вопросов торговой политики.
К сожалению, в России, в отличие от США и Канады, пока не существует единой базы данных, в которой бы поддерживалась информация о потребительских привычках людей с разбивкой на достаточно мелкие территориальные образования. В настоящее время для получения такой информации требуется проведение специальных исследований.
Территория в жилой зоне, на которую распространяется действие предприятий общественного питания (зона обслуживания), определяется временем пешеходной доступности и ограничивается радиусом обслуживания до 500 метров. Однако результаты исследований многих компаний позволяют с уверенностью сказать, что в виду возросшей деловой активности и мобильности населения радиус зоны обслуживания, в настоящее время стал значительно больше и составляет до 1000 метров.
Улицы, магистрали, промышленные объекты, традиционные маршруты движения людей, наличие автомобильных дорог - все это прямым образом влияет на форму торговой зоны. Известно, что влияние автомобильных дорог зависит от количества полос. Железная дорога является настолько сильным препятствием, что способна снижать привлекательность торговой точки в четыре раза. Проезжая часть с двумя полосами в каждую сторону снижает количество клиентов на четверть, а с тремя полосами в каждую сторону - в два раза.
Таким образом, можно утверждать, что хорошее месторасположение торговой точки характеризуется двумя важнейшими особенностями ее торговой зоны: достаточным количеством потенциальных клиентов и наименьшим негативным влиянием географических ограничений.