Тактические вопросы размещения предприятий общественного питания региона
Оптимальный охват местного населения и приезжающих услугами общественного питания выступает непростой задачей размещения предприятий данного профиля в рыночных условиях. Выбор расположения предприятия общественного питания очень важен в конкурентной борьбе с теми, кто уже закрепился на потребительском рынке. При выборе места расположения следует стремиться к расширению потенциального рынка, доступности предоставления услуг, обеспечению достижения стратегических целей развития предприятия.
В настоящее время в силу различных причин в России лишь немногие из рестораторов принимают решения об открытии точки питания на основе обоснованных решений. Необходима простая и доступная для большинства предпринимателей методика, позволяющая правильно обосновывать будущее место размещения предприятия питания.
Для успешного решения этой задачи весьма важно выяснить характер потребностей населения в услугах общественного питания. Сложность состоит в том, что в питании нуждается как постоянно проживающее, так и временно находящееся на данной территории «дневное население», которое представляет собой совокупность мигрантов кратковременного, дневного, а также длительного пребывания. К данной категории населения относятся группы мигрантов, наносящие кратковременный визит или работающие в рассматриваемом районе; зарубежные и российские туристы, проживающие в гостиницах города; клиенты торговых центров, объектов бытового обслуживания; посетители музеев, театров и других объектов сферы культурного обслуживания. Спрос данной категории населения существенно отличается по объему и структуре от спроса постоянно проживающего населения.
Вопрос о рациональном размещении предприятий общественного питания неоднократно рассматривался исследователями. Радикальное предложение было в свое время внесено А.И. Радченко, который обосновал тезис о размещении предприятий питания в зоне пешеходной доступности. Он пришел к выводу, что общественное питание займет преимущественное положение перед домашним питанием в том случае, если оно войдет в структуру дома. Однако другой известный специалист по проблеме размещения предприятий питания, В.И. Корсекин, считает, что данная концепция имеет три существенных недостатка.
Во-первых, рост жизненного уровня населения, развитие и дифференциация производственной деятельности, расширение культурных потребностей и интересов людей активно способствуют активизации общегородской социальной жизни и снижают значение связей по месту жительства и территориальных форм общения. Во-вторых, изменения в социально-демографическом составе и структуре занятости населения влекут за собой изменения в размещении мест приложения труда в структуре городской застройки. В-третьих, постоянно расширяется круг интересов каждого члена общества, удовлетворение которых он может получить, как минимум, в пределах города в целом, а в значительной степени и вне его территории, что наряду с развитием транспорта способствует росту подвижности населения, расширению связей.
Развитие и размещение предприятий общественного питания, по мнению В.И. Корсекина, должно производиться в соответствии с функциональной системой, которая предусматривает формирование сети с учетом основных направлений движения населения, пешеходной и транспортной систем города. В соответствии с функциональным обслуживанием каждое предприятие общественного питания должно располагаться так, чтобы максимально удовлетворить спрос на предоставляемые им услуги в тех местах, где концентрируется большое количество населения. При практической реализации данного положения несложно выявить места возможного размещения. Однако при таком подходе выясняется, что существует много вариантов размещения, причем каждый по ряду причин реализовать невозможно. Следовательно, возникает проблема анализа планов размещения.