Анализ финансового состояния предприятия
Расчетные данные показывают, что в рассматриваемый период предприятие находилось на этапе роста, что выражается в увеличении прибыли от реализации и в 2008, и в 2009 гг., соответственно, в 4,5 и 2,3 раза, однако, динамика прибыльности работа ООО «Компания Орион» была разнонаправленной. Если в 2007 г. предприятие работало прибыльно как в отношении прибыли от реализации (продаж), так и в отношении чистой прибыли, то в 2008 г. имело убыток по этим показателям и только в 2009 г. вновь смогло сработать рентабельно.
Основной причиной убыточности предприятия в 2008 г. стал прежде всего опережающий рост себестоимости продукции над темпами роста выручки от реализации. Себестоимость товаров ООО «Компания Орион» формирует прежде всего закупная цена реализуемых товаров. Кроме того, на динамику прибыли от реализации, влияют коммерческие расходы. Рост совокупных расходов на продажу и привел к падению прибыли от продаж на 154 тыс. руб., переведя ООО «Компания Орион» в разряд нерентабельных.
Дополнительной нагрузкой на показатель чистой прибыли стало увеличение отрицательного сальдо иных доходов. Как следствие, чистый убыток предприятия до налогообложения составил 16 тыс. руб. Более того, рентабельность активов упала на 75,5 п.п., поскольку убыточность предприятия сопровождалась ростом активов в 1,5 раза, как было показано ранее.
В 2009 г. ООО «Компания Орион» смогло переломить ситуацию и, несмотря на то, что рост себестоимости товаров по-прежнему опережал рост выручки на 1,4%, темпы ее роста существенно снизились, а предприятие нашло возможность удержать рост коммерческих расходов на более низком, чем рост выручки уровне (73%). Это привело к приросту прибыли от продаж на 118%, ООО «Компания Орион» вновь стало прибыльным, хотя и на уровне более низком, чем в 2007 г.
Одновременно предприятие сформировало положительное сальдо внереализационных доходов и, таким образом, уровень чистой прибыли ООО «Компания Орион» достиг уровня 2007 г. - 108 тыс. руб.
И все же показатели рентабельности предприятия существенно снизились, поскольку и выручка от реализации, и активы предприятия имели существенную тенденцию к росту. Более точным по сравнению с общим показателем рентабельности (для ООО «Компания Орион» это рентабельность продаж, сократившаяся за 2 года на 92%) рентабельности чистой прибыли, учитывающий все аспекты работы хозяйствующего субъекта, в том числе от финансовой деятельности, операционной работы, внереализационных операций.
Рассчитанный как отношение чистой (нераспределенной) прибыли отчетного года к нетто-выручке от реализации он показывает, что с 2007 по 2009 гг. рентабельность чистой прибыли ООО «Компания Орион» упала на 4,1 п.п., сократившись с 2007 г. на 89%. Даже не принимая во внимание убыточность 2008 г. следует отметить, что с 1 руб. реализации в 2009 г. предприятие оставляло в своем распоряжении только 0,5 коп. чистой прибыли и это на фоне того, что рентабельность активов сократилась за этот период на 94% и составила весьма невысокий уровень - 4,3%.
Сложившаяся ситуация говорит о том, что в настоящее время ООО «Компания Орион» в поисках ресурсов для увеличения финансового результата должно сконцентрироваться не только на увеличении темпов роста выручки от реализации, но и на расходных статьях, отражающихся на финансовых результатах работы. Прежде всего, если не на сокращении общего уровня, то по меньшей мере снижению темпов роста себестоимости продукции до уровня меньшего, чем темпы роста объемов продаж, а также сокращению управленческих расходов, составлявших в структуре расходов ООО «Компания Орион» в 2009 г. немногим менее 3%.
В этом отношении имеет существенное значение планирование деятельности предприятия, включающее разработку и корректировку плана, которые в свою очередь включают предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
ООО «Компания Орион» не занимается разработкой долгосрочных и стратегических планов, составляются в основном оперативно-календарные, текущие планы. К составлению планов прибегают по мере необходимости принятия тех или иных управленческих решений.
Планированием охвачены такие процессы, как реализация продукции (как правило, делается расчет на квартал, полугодие, максимум - год по объему реализации), материально-техническое обеспечение (планирование потребностей и затрат), кадры и заработная плата (количество специалистов, требующихся для обеспечения функционирования предприятия, величина, сроки выплат), закупки новой техники и капитальные вложения (плановый ремонт, закупка офисного оборудования, техники), движение финансовых потоков. Необходимость проработки указанных процессов на предприятии обусловлена прежде всего потребностью руководства предприятия в изучении величины наиболее вероятных постоянных затрат в неразрывной связи с величиной предполагаемой прибыли (выручки), ожидаемых поступлений. Проводится формирование портфеля заказов на ближайшую перспективу (до одного квартала). Окончательная корректировка осуществляется с участием директора.