Шведский опыт исполнения бюджета
В Швеции соответствующими министерствами для курируемых ими государственных учреждений формулируются четкие, конкретные и измеримые цели, которые они должны достичь в течение финансового года. Для осуществления деятельности выделяются единые ассигнования, не подразделяемые на виды затрат. Руководители госучреждений самостоятельно решают, как следует организовать свою деятельность в рамках существующей законодательной базы и какая структура финансовых ресурсов является оптимальной.
Формулирование целей производится в так называемом регламентационном письме. Оно содержит цели и задачи госучреждения, требования к отчетности, а также ассигнования и объемы получаемых доходов (плату за услуги), которые госучреждение может оставлять на нужды своей деятельности.
Большая часть регламентационного письма из них посвящена тому, что учреждению надлежит делать и какие должны быть получены результаты. Финансированию отводится несколько строчек. В этой части указываются суммы единых ассигнований госучреждению, возможности заимствования и право оставлять у себя плату за услуги. Более жесткого ресурсного управления в Швеции сегодня нет.
Когда центр тяжести в управлении госучреждениями перемещается с управления по ресурсам на управление по результатам, меняются и требования к отчетности. В системе, где управление деятельностью осуществляется путем распределения ресурсов на различные цели, отчетность должна показать, что это распределение действительно соблюдалось. В системе, ориентированной на управление по целям и результатам, наоборот, центр тяжести приходится на достигнутые результаты. Это, соответственно, требует иного вида отчетности.
Главный документ отчетности для шведских госучреждений - это годовой отчет. Годовой отчет должен быть представлен в отраслевое министерство не позднее 22 февраля. Затем он подвергается аудиторской проверке независимым аудиторским органом, государственным ревизионным управлением. К 22 марта правительство имеет годовые отчеты и аудиторские заключения по всем госучреждениям.
Помимо годового отчета глава госучреждения и соответствующий отраслевой министр каждый год проводят так называемый диалог по целям и результатам, где обсуждаются достигнутые цели и то, какие цели и результаты ожидаются в следующем году.
К преимуществам управления по целям и результатам относится лучшее распределение ресурсов, повышение эффективности и качества государственного производства.
Интересным элементом бюджетной системы Швеции является также метод стимулирования бюджетных учреждений к рациональному использованию выделенных бюджетных ассигнований.
В целях достижения более рациональных решений по инвестиционным вопросам, в 1988 г. в Швеции была введена новая система, по которой госучреждения заимствуют средства для осуществления своих инвестиций. Госучереждения берут кредит в управлении государственного долга и выплачивают ему проценты и амортизационные взносы по погашению кредитов. Инвестиции амортизируются в те же сроки, что и списание средств, обычно от трех до семи лет. Понятие «инвестиции госучреждений» охватывает: закупку мебели, компьютерной и другой оргтехники и прочего оборудования, используемого в их деятельности. Эта система не включает инвестиции в инфраструктуру (дороги, мосты, военная техника и т.д.). Одновременно государственным учреждениям на тот объем средств бюджета, который ими не был использован в расчетный период, УГД Швеции начисляются проценты, которые являются дополнительными источниками доходов бюджетного учреждения. Расчетным периодом является календарный месяц. Сумма процентов рассчитывается, исходя из неиспользованной за месяц 1/12 годового объема ассигнований нарастающим итогом с начала года. Учет начислений процентов осуществляется в управлении государственного долга на специальных счетах, информацию о состоянии которых бюджетные учреждения получают через Интернет.