Шведский опыт исполнения бюджета
Шведский опыт исполнения бюджета и возможность его применения в Украине
При рассмотрении вопросов, связанных с совершенствованием механизмов исполнения бюджета в Украине,
целесообразно использовать опыт стран с развитой рыночной экономикой, в которых на протяжении длительного времени вырабатывались эффективные решения по оптимизации бюджетных систем государства. Полезно изучать наиболее эффективные элементы
этих систем и определять рациональные подходы по их использованию в условиях современной Украины
с учетам имеющихся в нашей стране особенностей.
В этой связи шведский опыт исполнения бюджета представляется особенно интересным, поскольку эта страна достигла впечатляющих результатов по уровню развития экономики и уровню жизни населения, при этом в значительной степени уделяя внимание государственному сектору страны и эффективности исполнения государственного бюджета.
Шведская система исполнения бюджета базируется на самобытной модели государственного устройства страны, представляющей собой двухуровневую систему. Один уровень состоит из муниципального сектора, куда входят около 290 коммун (муниципалитетов), объединенных в 18 ландстингов, руководителей которых жители напрямую избирают один раз в четыре года. Второй уровень - государственный сектор, включающий в себя государственные органы (риксдаг-парламент Швеции, правительство, министерства, государственные учреждения), а также Государственный банк и пенсионные фонды.
Ландстинги и коммуны вместе взятые обеспечивают 40% расходов общественного сектора экономики связанных, прежде всего,с деятельностью, которая непосредственно затрагивает интересы населении, к примеру, таких, как начальное и среднее образование, здравоохранение, уход за пожилыми людьми и т.д.
Государственный сектор обеспечивает 60% расходов общественного сектора, при этом в нем занято лишь 5% от общего количества работающих в стране. Для сравнения, в муниципальном секторе занятость составляет 25% работоспособного населения.
Государственные учреждения являются базой для исполнения бюджета. Они имею широкую самостоятельность и четко обозначенную ответственность. Руководитель учреждения без стороннего вмешательства организует, планирует и осуществляет деятельность своего учреждения. В подчинении правительства находится около 270 государственных учреждений. Размеры, задачи и организационная структура учреждений сильно варьируются. В крупнейших из них - таких, как налоговая инспекция и управление рынка труда - заняты десятки тысяч сотрудников, в то время как в самых маленьких - считанные единицы. Учреждения являются составной частью одного юридического лица - государства, в роли представителей которого они и выступают. Все ресурсы, которыми
они распоряжаются,
принадлежат государству. Обязательства, принимаемые государственными учреждениями в рамках исполнения ими своих функций, являются обязательными для государства.
Бюджет, утверждаемый риксдагом, разбит примерно на 500 статей расходов, сгруппированных по 27 функциональным областям (например: общественная экономика и
финансовое управление, здравоохранение и социальные службы и т.д.) и представляет собой, по сути, задание риксдага правительству. Правительство распределяет между получателями средств бюджета ассигнования, группируя их по трем основным направлениям: административные расходы, трансферты и инвестиции, а также формулирует, в так называемых «регламентационных письмах», конкретные цели и результаты, которые должны быть достигнуты за счет выделенных средств. Ассигнования, выделяемые правительством государственным учреждениям, определяют только направления и масштабы их деятельности и не указывают, как эта деятельность должна быть ими организована или осуществлена. Государственные учреждения самостоятельно определяют конкретные пути наиболее эффективного достижения целей в заданных финансовых рамках. То есть, руководитель бюджетного учреждения самостоятельно решает, какую часть выделенной одной строкой суммы на административные расходы потратить на заработную плату, аренду помещений, командировки, канцелярские принадлежности и т.д.