Шведский опыт исполнения бюджета
■ заимствования на межбанковском рынке (часто - в режиме «овернайт»), при этом процентная ставка заимствования привязана к ставке рефинансирования Госбанка;
■ продажа краткосрочных государственных ценных бумаг с обязательством их выкупа через 2-3 дня;
■ продажа казначейских обязательств с нерегулярными сроками погашения и др.
В случае профицита на Центральном расчетном счете УГД инвестирует условные кассовые излишки средств через:
■ краткосрочное размещение денег на межбанковском рынке;
■ покупку государственных или иных котируемых на финансовом рынке высоколиквидных и надежных ценных бумаг;
■ проведение «бюджетных интервенций» масштабного выкупа государственных ценных бумаг и др.
Таким образом, сочетается централизованное управление ликвидностью с децентрализованной системой платежей.
В 1995 г. сектор государственного управления Швеции переведен на бухгалтерский учет, основанный на методе начислений. Сущность данного метода заключается в том, что абсолютно все экономические события, имеющие место между учреждением и внешней средой отражаются в учете, причем в тот период, к которому они относятся. Таким образом достигается реальное отражение затрат на деятельность бюджетного учреждения и появляется реальная возможность оценки её эффективности. Учет бюджетных и внебюджетных средств осуществляется в совокупности в едином балансе, учету подлежат в ее активы государства, включая налоговые и таможенные платежи, земля, недра, иные непроизводственные активы и т.д. При этом государственные учреждения, являющиеся одновременно потребителями средств бюджета в процессе своей деятельности и органами, администрирующими определенные виды доходов или операций, отражают в своем учете все операции как по собственному содержанию, так и по исполнению ими государственных функций в едином балансе. Поэтому правительство Швеции имеет возможность сопоставить достигнутые госучреждениями показатели с полными затратами на их содержание и определить на этой основе приоритеты между разными сферами деятельности сектора государственного управления.
Практика использования метода начислений в учете сектора государственного управления показала, что наибольшие сложности при переходе на новый метод возникли с необходимостью обучения бухгалтерского персонала и адаптации систем учета к новым принципам. Трудным в реализации оказался и вопрос оценки активов государства в балансовом отчете. Для большинства из них это привело к переоценке и начислению амортизации в соответствии с новыми принципами, при которых подлежит отнесению на счета учета, например, фактических расходов не вся сумма вводимых в эксплуатацию основных средств, а лишь сумма их амортизации за отчетный период.
Большое значение в системе исполнения бюджета в Швеции имеет метод управления сектором государственного управления по целям и результатам. Работа по переходу на этот метод началась еще в 60-годы XX века, толчком к чему послужил положительный опыт США. Внедрение управления по целям и результатам было одной из самых крупных реформ в шведской системе госуправления во второй половине XX века. Это развитие повлияло практически на все её составляющие части. Управление по целям и результатам привело к изменению процесса формирования оплаты труда, кадровой политики, а также к трансформации всей бюджетной системы, изменению бюджетной классификации, учета, отчетности, платежной системы и аудита.
Основополагающей идеей управления по целям и результатам является то, что основное внимание обращается не на детальное распределение ресурсов по направлениям - оплата персонала, оборудования, помещений и т.д., а на достижение определенных результатов бюджетной деятельности в виде, например, созданных новых учебных мест, построенных километров дорог, сокращению количества безработных и т.д.