Направления и мероприятия по повышению эффективности системы финансирования пенсионного обеспечения
Обратив внимание на диаграмму изменения численности пенсионеров по видам пенсии на стр.4, можно сделать вывод, что в составе пенсионеров наибольшую часть составляют пенсионеры по старости. 7,2% из числа пенсионеров составили инвалиды, что за анализируемый период уменьшилось на 0,5% процентов. Изменения так же происходили и по остальным видам пенсий.
Увеличение средств на выплату пенсии было вызвано не только ростом численности пенсионеров, но и ростом пенсии. На странице 5 наглядно показан график изменения среднего размера пенсии за три последних года, из графика видно, что на 1 января 2010 года она составила 5283,13 руб. На изменение этой средней величины оказала влияние система индексации, а особенно валоризация проведенная в 2009 году. Так, на 1 января 2010 года пенсия по старости составила 6692,51 руб. Это государственное мероприятие призванное привести размер пенсии тех кто ушел на пенсию в прежние годы до условий сегодняшнего дня. Разница в пенсии старых и молодых пенсионеров в значительной степени вызвано тем, что изменилась методика начисления пенсии. Будущий пенсионер может повлиять на размер будущей пенсии сам. Для этого он может участвовать в софинансировании с 2009 года, и предоставлять управлять своей накопительной частью пенсионного капитала выбранной компании (это может быть сам пенсионный фонд, управляющая компания из списка предложенных государством, а так же негосударственный пенсионный фонд). Выбор делает сам будущий пенсионер, оформляя должным образом. По умолчанию управляющей компанией будет государственный пенсионный фонд.
В работе выполнен расчет размер пенсии. Обратите внимание на таблицу представленную на странице 10,где отражен прирост пенсии по видам компаний управляющих накопительной частью пенсионного капитала. Так при вложении в негосударственный пенсионный фонд будущая пенсия может быть значительно увеличена, с3820 руб./мес., до 14520 руб./месс., при стаже 20 лет у мужчин, и с 2855 руб./мес., до 10790 руб./мес., при стаже 20 лет у женщин. Возможность самостоятельно влиять на размер пенсии является актуальным в условиях формирования дефицита пенсионного фонда.
Предложенные в работе расчеты позволяют сделать вывод о том, что действие пенсионного законодательства может выглядеть более эффективно. У самого пенсионного фонда так же есть возможность более эффективно использовать уже имеющиеся средства, а так же увеличить свою доходную часть. За счет более четкого взыскания санкций с нарушителей, формируются дополнительные доходы, которые могут быть направлены на оказание мощной помощи пенсионерам. Предпринимательской деятельностью пенсионный фонд заниматься не может, поэтому вопрос о дополнительных источниках в условиях действующего законодательства, не может быть решен.
Изменения в законодательстве, произошедшие в 2010 году, учитывают усложняющееся финансовое состояние пенсионного фонда. Так, если в рамках действующего до 2010 года ЕСН на пенсионное обеспечение направлялось 20% от облагаемых этим налогом доходов, то с 2011 года будет уже 26%.
год считается переходным, размер отчислений в пенсионный фонд остается на том же уровне. Однако, учитывая положение ФЗ №212, поступления в пенсионный фонд и в 2010 году уже могут быть увеличены. Это связано с тем, что не облагались ЕСН выплаты, производимые за счет чистой прибыли, а взносами. Эти доходы будут облагаться.
ЕСН не облагались доходы зарубежных граждан, с 2010 года облагаются.
По взносам не применяется регрессивная шкала налогообложения, как это было по ЕСН. Однако, в пользу налогоплательщиков введено такое положение как не облагаемый максимум доход, который равен 415 тыс.руб. на человека.
Переход к рыночной экономике положил начало пенсионной реформе. Она претерпела уже несколько этапов. Первым, из которых сведение персонифицированного учета. Учитывая, что средний размер пенсии пока не достиг рекомендуемого значения (2,5 прожиточных минимума), можно предположить, что пенсионная реформа не будет в ближайшее время завершена.