Прогнозирование и расчет денежных потоков
Современные темпы развития, изменения и совершенствования экономических субъектов настолько велики, что для успешно развивающегося предприятия необходимо прогнозирование будущих проблем и возможностей для своевременного принятия управленческих решений. Это касается и решения управленческих задач, связанных с денежными потоками. Как говорил Ф. Бэкон, "Для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела". Именно поэтому прогнозирование денежных потоков - немаловажный элемент в управлении ими. Представление о том, что будет происходить с объектом прогнозирования в дальнейшем, позволяет определить механизмы воздействия на данный объект. Или, как комментируют Гудушаури Г.В. и Литвак Б.Г. в "Управлении современным предприятием", "… задачей анализа внутренних и внешних условий объекта прогнозирования является выявление основных действующих механизмов, определяющих развитие объекта прогнозирования в момент времени, соответствующий периоду прогнозирования".
Длительность прогнозного периода определяется с учетом планов руководства фирмы. Здесь рассматриваются планы развития или ликвидации фирмы в ближайшие годы, а также динамика стоимостных показателей, включая выручку, себестоимость продукции, прибыль, тенденции изменения спроса на продукцию фирмы, объемы производства и продаж. В российской практике прогнозный период обычно берется равным трем годам вследствие сложности прогнозирования и наличия множества непредвиденных внешних эффектов.
При отсутствии объективных причин для ликвидации предприятия предполагается возможность его существования в течение неопределенно долгого периода времени. С учетом таких допущений срок дальнейшего существования предприятия делится на две части: прогнозный и постпрогнозный периоды. Динамика денежных потоков в течение первого периода оценивается с достаточной точностью. В постпрогнозный период учитывается усредненный темп роста денежных потоков предприятия на весь оставшийся срок его жизни.
Важно отметить, что для составления объективного прогноза необходимо наличие соответствующей информации. Как пишут Гудушаури Г.В. и Литвак Б.Г. в "Управлении современным предприятием", "… для успешной разработки прогноза необходим анализ внутренних условий объекта прогнозирования, содержательный анализ их особенностей и динамики развития. Если имеется количественная информация, характеризующая внутренние условия объекта прогнозирования, то она также анализируется". Источник такой информации - грамотно составленный бизнес-план предприятия.
Стандартно, бизнес-план выполняет четыре основные функции:
. является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период
2. он может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе
3. является инструментом добывания средств
4. является инструментом реализации стратегии предприятия
Бизнес-план включает в себя финансовый план предприятия - именно он отвечает за распределение денежных средств в соответствии с целями и задачами предприятия. Фатхутдинов Р.А. в издании "Производственный менеджмент" выделяет следующие разделы, которые должен содержать финансовый план предприятия:
· конкурентоспособность и эффективность товаров предприятия на конкретных рынках за отчетный и плановый периоды;
· операционный бюджет предприятия (бюджеты производства, реализации, прямых затрат на материалы, прямых затрат на труд, производственных накладных расходов, общих и административных расходов, прогнозный отчет о прибыли);
· финансовый бюджет предприятия (бюджеты денежных средств и прогнозного баланса);