Вертикальное выравнивание муниципальных бюджетов в условиях реформы местного самоуправления
Другой вопрос, который решается с помощью механизма вертикального бюджетного выравнивания, заключается в рациональном закреплении доходных источников бюджетов за уровнями власти. Цель государственного регулирования доходов бюджетов состоит в том, чтобы распределенные налоги между территориальными звеньями бюджетной системы Российской Федерации, соответствовали бы расходным обязательствам, законодательно закрепленным за каждым из этих звеньев. Разграничение доходов должно обеспечить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, способствовать росту заинтересованности органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в экономическом развитии соответствующих территорий, формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, предоставлять широкие возможности для проведения долгосрочной экономической и бюджетной политики.
В таблице 3 указаны налоги, поступающие в бюджеты муниципальных образований.
Основными налогами, составляющими доходную базу муниципальных бюджетов в Российской Федерации являются:
· земельный налог;
· налог на имущество физических лиц;
· НДФЛ.
Не смотря на перевыполнение планов по сбору данных налогов, бюджеты многих муниципальных образований формируются дефицитными, а это означает что данных налогов недостаточно для обеспечения сбалансированности бюджета.
Таблица 3. Достижение годовых плановых показателей налоговых доходов местных бюджетов
Виды доходов |
Городские округа |
Муниципальные районы |
Поселения |
Всего | ||||||||
План |
Факт |
% испол-нения |
План |
Факт |
% испол-нения |
План |
Факт |
% испол-нения |
План |
Факт |
% испол-нения | |
Налоговые доходы, всего | ||||||||||||
2006 |
234,4 |
267,1 |
114,0 |
128,6 |
179,8 |
139,8 |
19,2 |
20,2 |
105,2 |
382,2 |
467,1 |
122,2 |
2007 |
323,4 |
373,4 |
115,5 |
145,8 |
174,5 |
119,7 |
26,9 |
31,6 |
117,5 |
496,1 |
579,5 |
116,8 |
2008 |
420,4 |
460,3 |
109,5 |
183,3 |
213,4 |
116,4 |
37,9 |
46,7 |
123,2 |
641,7 |
720,4 |
112,3 |
2009 |
458,3 |
457,0 |
99,7 |
191,5 |
190,7 |
99,6 |
69,9 |
72,1 |
103,1 |
719,7 |
719,8 |
100,0 |
2010 |
507 |
517,3 |
102 |
203,7 |
209,6 |
102,9 |
77,1 |
79,9 |
103,6 |
787,8 |
806,8 |
102,4 |
из них: НДФЛ | ||||||||||||
2006 |
152,5 |
170,8 |
112,0 |
94,1 |
103,5 |
110,0 |
10,8 |
12,1 |
112,0 |
257,4 |
286,4 |
111,3 |
2007 |
211,1 |
243,3 |
115,3 |
106,6 |
126,6 |
118,8 |
15,6 |
18,8 |
120,5 |
333,3 |
388,7 |
116,6 |
2008 |
281,5 |
307,5 |
109,2 |
141,1 |
159,4 |
113,0 |
22,7 |
27,1 |
119,4 |
445,3 |
494,1 |
111,0 |
2009 |
308,0 |
302,8 |
98,3 |
155,2 |
154,4 |
99,5 |
36,7 |
37,4 |
101,9 |
499,9 |
494,6 |
98,9 |
2010 |
319,1 |
325,2 |
101,9 |
156,5 |
160,5 |
102,6 |
38,2 |
39,5 |
103,4 |
513,8 |
525,2 |
102,2 |
Налог на имущество физических лиц | ||||||||||||
2006 |
2,5 |
3,0 |
120,0 |
0,6 |
0,8 |
133,3 |
0,9 |
1,0 |
111,1 |
4,3 |
4,8 |
111,6 |
2007 |
3,4 |
4,5 |
132,4 |
0,7 |
0,7 |
100,0 |
1,3 |
1,6 |
123,1 |
5,4 |
6,8 |
125,9 |
2008 |
4,8 |
5,9 |
122,9 |
0,6 |
0,6 |
100,0 |
1,8 |
2,3 |
127,8 |
7,2 |
8,9 |
123,6 |
2009 |
8,3 |
9,6 |
115,7 |
0,1 |
0,1 |
100,0 |
3,9 |
4,5 |
115,4 |
12,3 |
14,2 |
115,4 |
2010 |
9 |
9 |
100 |
0 |
0 |
- |
4,4 |
4,5 |
102,3 |
13,4 |
13,5 |
100,7 |
Земельный налог | ||||||||||||
2006 |
28,4 |
27,9 |
98,2 |
9,4 |
8,3 |
88,3 |
7,1 |
5,5 |
77,5 |
44,9 |
41,7 |
92,9 |
2007 |
39,3 |
45,1 |
114,8 |
7,3 |
8,7 |
119,2 |
9,2 |
10,1 |
109,8 |
55,8 |
63,9 |
114,5 |
2008 |
46,3 |
51,3 |
110,8 |
6,7 |
7,5 |
111,9 |
12,1 |
15,0 |
124,0 |
65,0 |
73,8 |
113,5 |
2009 |
59,1 |
61,1 |
103,4 |
0,1 |
0,1 |
100,0 |
25,9 |
27,1 |
104,6 |
85,1 |
88,3 |
103,8 |
2010 |
68,9 |
70,2 |
101,9 |
0 |
0,1 |
- |
30,7 |
32,1 |
104,6 |
99,6 |
102,4 |
102,8 |