Вертикальное выравнивание муниципальных бюджетов в условиях реформы местного самоуправления
Первым вопросом, решаемым с помощью механизма вертикального бюджетного выравнивания, является четкое разграничение полномочий и распределение ответственности между уровнями власти. Не смотря на вступление в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 6 октября 2003 г., основной целью которого является разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, к сожалению, приходится признать, что в Российской Федерации окончательно не завершена работа по разграничению полномочий между публично-правовыми образованиями, несмотря на то, что это является важным и необходимым условием нормального функционирования бюджетной системы. Так на местный уровень ежегодно передаются некоторые государственные полномочия и полномочия субъектов РФ.
Как видно в таблице 1, количество ежегодно передаваемых субъектами Российской Федерации на муниципальный уровень отдельных государственных полномочий является существенным. Так, более 15 полномочий передано 4 субъектами Российской Федерации в 2009 году и 6 субъектами Российской Федерации в 2010 году, более 18 полномочий передано 5 субъектами Российской Федерации в 2008 году и 4 субъектами Российской Федерации в 2007 и 2006 годах. В Забайкальском крае, Курганской и Ярославской областях количество ежегодно передаваемых полномочий превышает 15.
Таблица 1. Полномочия, делегируемые субъектами РФ на муниципальный уровень
Наименование полномочия субъекта РФ |
Всего по субъектам РФ | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности таких комиссий |
53 |
67 |
71 |
70 |
69 |
социальная поддержки и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей |
65 |
70 |
70 |
66 |
19 |
организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству |
- |
34 |
67 |
66 |
75 |
организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях |
30 |
26 |
21 |
16 | |
поддержка сельскохозяйственного производства |
32 |
24 |
29 |
29 |
32 |
формирование и содержание архивных фондов |
26 |
30 |
32 |
35 |
39 |
предоставление материальной и иной помощи для погребения |
17 |
18 |
18 |
17 | |
организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) |
13 |
8 |
14 |
8 |