Экономическая сущность налога на доходы физических лиц в современных условия хозяйствования в Республике Беларусь
Источник - Собственная разработка на основе изучения эконоической литературы
Как видно из данных таблицы 1.6 наибольший темп инфляции в 2011 году, по итогам которого индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги составил 209% по отношению к 2010 году. Таким образом реально увеличились поступления в бюджет налогов на доходы физических лиц не по всем позициям. Подоходный налог с 2006 по 2011 год имеет темп роста на уровне 375,6%, в то время как инфляции за этот же период составила 161%, таким образом произошло реальное увеличение поступлений подоходного налога на 214,6%, также реально увеличились поступления и по прочим налогам на доходы физических лиц, на 140,3% по отношению к 2006 году. В то время как по единому налогус индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц произошло уменьшение реально поступивших денежных средств по отношению к 2006 году на 21,3%. Таким образом номинальный рост поступлений по налогам на привел и к реальному увеличению поступлений в бюджет, за исключением единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Структура налогов и сборов в бюджете страны отражена на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Структура бюджета Республики Беларусь в 2011 году.
Источник - Собственная разработка на основании данных таблицы 1.4
В состав налогов на доходы и прибыль входит подоходный налог доля которого составляет 10,9%, налог на доходы - 0,7%, налог на прибыль 10,2%, а также в состав налогов на товары и услуги входит единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, доля которого в доходах бюджета составляет 0,4%. Таким образом доля налогов на доходы физических лиц в доходах бюджета составляет 12%, и находится на высоком уровне, выше доля налогов на доходы была только в 2010 году, и достигала уровня 12,4%.
Согласно приведенным данным налоги на доходы физических лиц являются очень значимой статьей дохода консолидированного бюджета Республики. В дальнейшем бюджетные средства, расходуются на то, чтобы развивать образование, поддерживать культуру, обеспечивать медицинское обслуживание населения и повышать социальное обеспечение тех слоев населения, которые в этом нуждаются.
Таким образом, экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц заключается в фискальной, социальной и регулирующей функциях налогов. При помощи налогообложения доходов физических лиц, государство регулирует, уравнивает социальные слои населения, т.е. люди с хорошим достатком имеют в собственности частные дома, автомобили, стабильный высокий уровень дохода, соответственно налоговая база больше и сумма налогов в итоге больше, чем у неблагополучных слоев общества, которые зачастую вообще освобождаются от уплаты целого ряда налогов.
Впервые механизм обложения доходов населения, через подоходный налог ввела Англия в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь. Принятие закона было вызвано тяжелыми финансовыми обстоятельствами в стране. Предшественниками подоходного налога в России были поземельный, промысловый налоги, поголовная подать, соответствующая налогам в Западной Европе. Впервые подоходный налог на территории современной Республики Беларусь был введен в1916 году, когда её земли входили в состав Российской империи. Далее развитие механизма обложения доходов физических лиц проходило в рамках политики проводимой Российской империей, а затем СССР. В независимой Республике Беларусь история подоходного налога начинается с утверждения 21 декабря 1991 года закона «О подоходном налоге с физических лиц» № 1327 -12. Далее закон переиздавался с изменениями и дополнениями. В настоящий момент действует редакция закона от 1 января 2009 года, с изменением прогрессивной шкалы на плоскую в размере 12%, ежегодно вносятся изменения в целях упрощения и совершенствования подоходного налогообложения.