Экономическая сущность налога на доходы физических лиц в современных условия хозяйствования в Республике Беларусь
Из данных таблицы 1.3 следует, что за весь исследуемый период намечен стабильный прирост поступлений в бюджет налогов на доходы и прибыль, так в 2006 году сумма поступлений равнялась 6 143,7 млрд. рублей, что составляло 21,2% всех налоговых поступлений в бюджет, в 2007 году 7 464,7 млрд. рублей, а в 2008 году 11 176,3 млрд. рублей или 22% всех налоговых поступлений в бюджет. Данная тенденция свидетельствует о росте доходов физических лиц и прибыли юридических лиц за рассматриваемый временной период, что является положительным моментом в функционировании экономики в целом, так как указывает на рост благосостояния населения и рост потребления, а так же на увеличение рентабельности предприятий, что автоматически приводит к дальнейшему увеличению темпов роста экономики, и увеличению доходов населения. В разрезе данного показателя стоит отметить рост поступлений в бюджет подоходного налога, так в 2006 году он составлял 2480,4 млрд. рублей, в 2007 году 3080,9 млрд. рублей, а в 2008 году 4182,9 млрд. рублей, таким образом темп изменения к 2006 году достигает значения 168,6 %. Если учесть уровень инфляции по годам, которая составляет в 2006 году 106,6 %, в 2007 году 112,1 %, а в 2008 году 113,3 %, то получится величина отражающая рост реальных денежных доходов населения, которая остановилась на уровне 136,6 %. Таким образом доход плательщиков подоходного налога за 3 года, с 2006 по 2008 год увеличился в реальном выражении на 36, 6 %.
Налог на доходы за рассматриваемый временной период также увеличился с 185,3 млрд. рублей в 2006 году, до 413,7 млрд. рублей в 2008 году, темп изменения составил 223,3 %, однако следует отметить падение налоговых поступлений полученных от обложения дохода граждан в 2007 году до 150, 5 млрд. рублей, что связано с пересмотром прав на предоставление льгот физическим лицам, и увеличением количества льготных категорий граждан. Что касается размеров единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, то тут наблюдается иная тенденция, так в 2006 году размер налоговых поступлений составлял 242,2 млрд. рублей или 0,8 % от поступлений в бюджет, в 2007 году 269 млрд. рублей или 0,7%, а в 2008 году 225,3 млрд. рублей или 0,4 %. Следует отметить, что налоги на доходы физических лиц в Республике Беларусь в 2006 году составляли 10 % от всех поступлений в бюджет, в 2007 году 9,5 %, а в 2008 году 9,4 %.
Являясь важным источником дохода бюджета, налоги на доходы физических лиц можно сравнить с акцизным налогом, или налогом на прибыль по удельному весу в структуре налоговых поступлений в бюджет, однако следует отметить ,что в странах Западной Европы данный показатель намного выше, находясь в диапазоне от 20 % до 35 % и выше, таким образом он является индикатором доходов населения, показывая какую часть доходов население отдает в государственные фонды для перераспределения, говоря о том что в Республике Беларусь низкий уровень дохода населения по сравнению с другими странами Европы. Однако для более точной оценки фискальной значимости налогов на доходы физических лиц следует рассмотреть данные за 2009 - 2011 гг., данные представлены в таблице 1.4.
Таблица 1.4 - Доходы бюджета Республики Беларусь по видам доходных источников за 2009-2011 годы
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||||||
млрд рублей |
Удельный вес в доходах бюджета % |
млрд рублей |
Удельный вес в доходах бюджета, % |
млрд рублей |
Удельный вес в доходах бюджета, % | ||||||
Доходы бюджета, всего * |
46 621,0 |
100,0 |
48 650,1 |
100,0 |
85 433,5 |
100,0 | |||||
Налоговые доходы в том числе: |
41 300,3 |
88,6 |
44 863,0 |
92,2 |
73 430,7 |
86,0 | |||||
Налоги на доходы и прибыль |
9 630,7 |
20,7 |
11 822,5 |
24,3 |
18 563,6 |
21,8 | |||||
Подоходный налог |
4 305,3 |
9,2 |
5 380,9 |
11,1 |
9 316,5 |
10,9 | |||||
Налог на прибыль |
4 607,7 |
9,9 |
5 580,4 |
11,5 |
8 688,9 |
10,2 | |||||
Налог на доходы |
248,8 |
0,5 |
297,0 |
0,6 |
558,3 |
0,7 | |||||
Целевые сборы (сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района), транспортный сбор), с 2010 г. - сбор на развитие территорий |
468,9 |
1,0 |
564,3 |
1,1 |
отменен | ||||||
Налоги на собственность |
1 626,7 |
3,5 |
1 850,1 |
3,8 |
2 549,2 |
3,0 | |||||
Земельный налог |
617,9 |
1,3 |
675,3 |
1,4 |
959,5 |
1,1 | |||||
Налог на недвижимость (с учетом налога за незавер-шенное строительство) |
1 008,8 |
2,2 |
1 174,8 |
2,4 |
1 589,7 |
1,9 | |||||
Налоги на товары и услуги |
19 907,2 |
42,7 |
22 980,8 |
47,2 |
34 754,6 |
40,7 | |||||
Налог на добавленную стоимость |
12 083,1 |
25,9 |
16 226,4 |
33,4 |
26 498,5 |
31,0 | |||||
Налог с продаж |
567,2 |
1,2 |
отменен | ||||||||
Налог при упрощенной системе налогообложения |
488,7 |
1,1 |
723,0 |
1,5 |
1 167,6 |
1,4 | |||||
Платежи, исчисляемые из выручки от реализации (сбор в республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог, с 2008 г. - отменен налог с пользователей автомобиль-ных дорог, с 2010 г. - отменен сбор в респ. фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки) |
1 411,5 |
3,0 |
отменен | ||||||||
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц |
300,5 |
0,6 |
316,1 |
0,7 |
338,4 |
0,4 | |||||
Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции |
219,2 |
0,5 |
257,4 |
0,5 |
255,1 |
0,3 | |||||
Акцизы |
3 637,4 |
7,8 |
4 350,2 |
8,9 |
5 599,5 |
6,6 | |||||
Налог на приобретение автомобильных транспортных средств |
61,5 |
0,1 |
отменен | ||||||||
Налог на игорный бизнес |
61,9 |
0,1 |
70,0 |
0,1 |
108,2 |
0,1 | |||||
Налог на услуги |
196,1 |
0,4 |
200,7 |
0,4 |
отменен | ||||||
Сборы с заготовителей |
3,4 |
0,01 |
3,2 |
0,01 |
10,7 |
0,01 | |||||
Сборы с пользователей, с 2010 г. - налог за владение собаками |
3,1 |
0,01 |
2,1 |
0,004 |
2,8 |
0,003 | |||||
Сбор (плата) за проезд автомобильных транспортных средств |
173,4 |
0,4 |
233,5 |
0,5 |
89,6 |
0,1 | |||||
Отчисления от доходов от оказания услуг электросвязи |
62,9 |
0,2 |
71,9 |
0,2 |
92,9 |
0,1 | |||||
Регистрационные сборы (с 2011 г. - специальные сборы (пошлины)) |
12,9 |
0,03 |
15,3 |
0,03 |
25,7 |
0,03 | |||||
Экологический налог (платежи за использование природных ресурсов, за переработку нефти и нефтепродуктов, с 2010 г. -включая налог за добычу (изъятие) природных ресурсов) |
624,2 |
1,3 |
510,8 |
1,0 |
565,3 |
0,7 | |||||
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (ввозные и вывозные таможенные сборы, пошлины, оффшорный сбор, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности) |
7 969,5 |
17,1 |
5 776,2 |
11,9 |
15 146,9 |
17,7 | |||||
Другие налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи |
2 166,2 |
4,6 |
2 433,3 |
5,0 |
2 416,4 |
2,8 | |||||
Отчисления в инновационные фонды |
1 736,4 |
3,7 |
1 706,5 |
3,5 |
1 495,1 |
1,7 | |||||
Государственная пошлина |
260,2 |
0,6 |
292,3 |
0,6 |
341,0 |
0,4 | |||||
Поступления по отмененным налогам прошлых лет |
13,0 |
0,03 |
217,7 |
0,4 |
174,2 |
0,2 | |||||
Иные налоги, сборы (пошлины) и обязательные платежи** |
156,6 |
0,3 |
216,8 |
0,5 |
406,1 |
0,5 | |||||
Неналоговые доходы в том числе: |
5 320,7 |
11,4 |
3 787,1 |
7,8 |
12 002,8 |
14,0 | |||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
3 346,9 |
7,2 |
1 776,1 |
3,7 |
7 510,3 |
8,8 | |||||
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности |
1 022,8 |
2,2 |
1 127,0 |
2,3 |
2 408,7 |
2,8 | |||||
Штрафы, удержания |
286,6 |
0,6 |
288,2 |
0,6 |
340,6 |
0,4 | |||||
Прочие неналоговые доходы |
664,4 |
1,4 |
595,8 |
1,2 |
1 743,2 |
2,0 | |||||