Хаpактеpиcтика финанcовой политики Pеcпублики Белаpуcь в 1991-2000 годах
Примечание - Источник: [18, таблица 4]
В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре консолидированного бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль - с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился - 10,3%, акцизы сократились - с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п.
Реальный рост доходов консолидированного бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 26,4%. Расходы консолидированного бюджета за 2005 год профинансированы в сумме 31 181,6 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения - 6 718 млрд. рублей. Государственная политика страны в плане распределения финансовых ресурсов в 2005 году была направлена на поддержание устойчивого экономического роста при реализации социальных потребностей общества.
В 2005 г консолидация в бюджете внебюджетных фондов продолжается за счет средств инновационных фондов, фондов предепредительных(привентивных) мероприятий, республиканского фонда « Энергосбережение»; снижены ставки чрезвычайного чернобыльского налога с 4 до 3%; совокупняя ставка платежей от выручки в связи с реализацией товаров, работ и услуг с 4, 15 до 3,9%, что позволило уменьшить налоговую нагрузку на 0,5% к ВВП.
В 2006 году введена в действие новая бюджетная классификация, разработанная с учетом международных стандартов в соответствии с договоренностями в рамках единого экономического пространства; в рамках поэтапного сокращения налоговой нагрузки и упрощения налоговой системы отменены сборы на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, сбор с физических лиц при пересечении государственной границы, налог с продаж автомобильного топлива и налог на приобретение бензинного и дизельного топлива; уменьшена ставка местных целевых сборов из прибыли; предесмотрены общие условия налогооблодения прибыли для банков вместо налога на доходы [6, с. 54].
Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2006 году составил 66,5% вместо 50,1% в 2003 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2006 году финансовая помощь местным бюджетам составила 14,4% всех доходов этих бюджетов.
Рисунок 5 - Структура доходов консолидированного бюджета
Примечание - Источник:[18, рис. 9].
В январе-сентябре 2008 года по сравнению с январем-сентябрем 2007 года на 5,4 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,5 процентных пункта - доля расходов на жилищные и коммунальные услуги при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации.
Рисунок 6 - Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Примечание - Источник:[18, рис. 8].
Работа по упрощению налоговой системы проводилась комплексно и включала в себя следующие мероприятия.
. Сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин). За период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.
С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения.
. Повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения.
. Завершение кодификации налогового законодательства и введение в действие Особенной части Налогового кодекса.
. Упрощение процедур налогового контроля и налогового администрирования.
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны в 2009. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее - ФСЗН). В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году - 50,6%).