Хаpактеpиcтика финанcовой политики Pеcпублики Белаpуcь в 1991-2000 годах
год характеризовался замедлением инфляционных процессов. Продолжила падать ставка рефинансирования (с 17 % на начало года до 11 % к концу), что было обусловлено снижением фактических и ожидаемых темпов инфляции. Были снижены и нормативы обязательного резервирования: от привлеченных ресурсов физических лиц (в национальной валюте) с 6 до 5 %, юридических лиц (в белорусских рублях и иностранной валюте) с 10 до 9 %.
Перечисленные выше тенденции положительно сказались на финансовой стабильности страны, способствовали созданию условий экономического роста в Республике Беларусь.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняли неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. являлось снижение инфляции до 7-9 % прироста индекса потребительских цен.
Рисунок 4 - Индекс потребительских цен в %
Примечание - Источник: собственная разработка на основании [17, с 34].
Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2007 году явились обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к доллару США; поддержание процентных ставок на уровнях, способствовавших увеличению сбережений в банковской системе и расширению кредитной поддержки банками экономики; развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала, уровня рентабельности банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.
Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2008 году явились обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к доллару США; развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала, рентабельности банков; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.
В 2010 году удалось удержать инфляцию в рамках прогнозных значений. Прирост индекса потребительских цен за 2010 г. составил 9,9% против 10,1% годом ранее. В 2010 г. Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5% годовых на начало года до 10,5% годовых на 1 января 2011 г., то есть на 3 процентных пункта, что соответствует прогнозному показателю.
Республики Беларусь и банки в целом выполнили Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 г., обеспечив: стабильность обменного курса белорусского рубля; снижение уровня процентных ставок на денежном рынке; расширение кредитной поддержки банками экономики; рост активов и нормативного капитала банковского сектора; надежное функционирование платежной системы [21].
В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (в 2001-2002 гг - около 93% в объеме консолидированного бюджета без учета целевых фондов) [20, c. 110].
В январе-декабре 2001 года в консолидированный бюджет поступило, по предварительным данным, 5 731,9 млрд. рублей доходов. В январе-декабре 2002 года в консолидированный бюджет поступило 8 659 млрд. рублей доходов (до заключительных оборотов), или 106,2% к годовому плану (в 2001 г. - 94,5%). За январь-декабрь 2003 года в консолидированный бюджет поступило 12 199,4 млрд. рублей доходов. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится 50%. При этом почти четверть всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость - 23,7%. Расходы консолидированного бюджета профинансированы в сумме 12 761,5 млрд. рублей. В реальном выражении это на 14,5% больше, чем за 2002 год, при реальном росте доходов за этот же период на 10%.
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) за 2004 год составили 8 872 млрд. руб., или 122,7% (в реальном выражении) к уровню 2003 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 9 123 млрд. руб., что реально составляет 115,3% к уровню 2003 года. Доходы Фонда социальной защиты населения сложились в размере 5 387,8 млрд. руб., расходы - 5 197,1 млрд. руб.
Таблица 4 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2001-2005 гг., %
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
НДС |
30,7 |
30,2 |
28,8 |
27,9 |
32,1 |
Налоги на доходы и прибыль |
16,6 |
12,7 |
13,4 |
15,6 |
16,1 |
Подоходный налог |
11,3 |
10,8 |
10,2 |
10,3 |
10,3 |
Акцизы |
9,4 |
8,3 |
8,4 |
8,2 |
7,5 |
Доходы от внешней торговли |
6,4 |
7,3 |
9,6 |
8,0 |
9,2 |
Текущие неналоговыи и обязательные платежи |
5,3 |
5,3 |
6,0 |
6,9 |
6,7 |
Капитальные неналоговые доходы |
1,3 |
6,3 |
0,5 |
0,2 |
0,1 |
Прочие поступления в бюджет |
19,1 |
19,1 |
23,1 |
22,9 |
18,0 |
Итоги доходов (без дох. гос. целевых бюджетн и внебюдж. фондов и ФСЗН) |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |