Cоcтавные чаcти финанcовой политики, их хаpактеpиcтика
Особая значимость бюджетной политики обуславливает необходимость ее глубокого обоснования, многостороннего рассмотрения высококомпетентными органами и утверждения законодательной властью.
Главные составляющие бюджетной политики государства следующие:
· установление сроков действия и форм реализации бюджетной политики, определение структуры государственного бюджета и обязательных приложений к нему, исчисление отдельных расчетов;
· обоснование объёмов, видов и времени поступления доходов;
· определение объемов и структуры расходов по отраслям и конкретным группам хозяйствующих субъектов;
· реализация механизма финансирования намеченных мероприятий и форм контроля за целевым и эффективным использованием инвестиций [4, с. 87].
Активная роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований определяет многочисленность различных видов государственных расходов. Главным ограничителем государственных расходов служат государственные доходы.
Политика государственных доходов должна учитывать, что источники поступления средств в бюджет государства не неисчерпаемы и бесконтрольное их использование способно подорвать экономику страны и в конечном счете истощить каналы поступления доходов.
Государственный бюджет выполняется в основном за счет налоговых поступлений, поэтому налоговая политика тесно связана с бюджетно-финансовой, образуя при этом бюджетно-налоговую политику.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политики заключается в воздействии государства в лице министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей - увеличение реального ВВП и уровня занятости. при этом необходимым условием являются отсутствие инфляции и рост экономики [1, с.80].
Финансовое оздоровление экономики невозможно также без грамотного проведения денежно-кредитной политики.
Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Разрабатывает и реализует ее центральный банк страны, который при этом действует в русле проводимой правительством экономической политики. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Вместе с тем она влияет на положение практически каждого экономического субъекта, будь то государственное учреждение, фирма или домохозяйство[12, с.128].
В составе денежной политики можно выделить две основные части:
· эмиссионная политика - связана с выпуском денежных знаков и их обращением.
· валютная политика - направлена на обеспечение стабильности национальной валюты и своевременное осуществление международных расчетов.
Кредитная политика государства отвечает за усиление роли кредита в удовлетворении потребностей функционирования и развития деятельности хозяйствующих субъектов. Расширение кредитных услуг населению - один из важнейших источников финансирования жилищного хозяйства и способ увеличения спроса на продовольственные и промышленные товары [4, с.88].
Важнейшими направлениями деятельности центрального банка в области денежно-кредитной политике являются:
· разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение поставленных целей;
· реализация политики с помощью операций на денежном, валютном и фондовом рынках, регламентация поведения участников денежных отношений [2, с.35].
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, достичь высокого уровня занятости, уравновесить платежный баланс.
Важнейшими условиями достижения целей ДКП являются:
· наличие необходимых институциональных элементов монетарной политики, соответствующим поставленным целям и выбранному режиму монетарного регулирования (достаточность и эффективность инструментов монетарного регулирования, необходимая автономность и подотчетность центрального банка, наличие и степень развития финансовых рынков, взаимоотношения с правительством и др.);
· доверие к центральному банку и правительству, прозрачность экономической политики (монетарной, финансовой и др.), понимание важности экономических ожиданий субъектов рынка;
· компетентность, профессионализм руководства центрального банка и коммерческих банков[6, с.65].
Следует подчеркнуть, что денежно-кредитная политика реализуется косвенными (экономическими) и прямыми (административными) инструментами. Они отличаются тем, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через операции на открытом рынке, изменения нормы обязательных резервов и учетной ставки, либо прямое, устанавливая лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки.