Cоcтавные чаcти финанcовой политики, их хаpактеpиcтика
финансовая политика белорусская
Для понимания целей, задач, содержания финансовой политики необходимо понять содержание ее самостоятельных составных частей - налоговую, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную политику.
Налоговая политика состоит в изъятии части доходов физических и юридических лиц для передачи в бюджет и перераспределения на общегосударственные нужды, это неотъемлемая часть финансовой политики, реализующая интересы государства [4, c83].
Свое назначение налоги выполняют в едином бюджетном процессе, неся фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контрольную функции.
Фискальная функция проявляется в обеспечении государства необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления своих важнейших задач.
Распределительная функция налогов проявляется в процессе распределения, и в большей мере перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта.
Действие регулирующей функции обусловлено тем, что налоги, участвуя в процессе перераспределения, оказывают влияние на воспроизводство путем стимулирования расширения производства или, наоборот, сдерживания его темпов.
Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, ставок, исключений, преференций, в ходе изменений налогооблагаемой базы с целью усиления заинтересованности в результатах деятельности.
Контрольная функция налогов, как и финансов, необходима для осуществления контроля за полнотой и своевременностью налоговых поступлений в бюджет, для выявления последствий в экономике от действия различных видов налогов [2, c.32].
Выделяют следующие принципы налогового регулирования:
· сбалансированность интересов всех участников налоговых отношений;
· превалирование регулирующей функции финансов над фискальной;
· «точечный» характер налогового воздействия, продиктованный ограниченностью ресурсов, с одной стороны, и глубоким пониманием объекта воздействия с другой;
· встраиваемость мер налогового регулирования в системе иных мер государственного воздействия [5, с.33].
Налоговая политика разрабатывается важнейшими государственными органами управления финансами и определяет:
· степень участия субъектов налоговых отношений в формировании налоговых доходов государства;
· виды налогов и роль каждого вида налогов в реализации основной цели налоговой системы - формирование финансовой базы государства для выполнения им своих функций. Кроме того, налоговая политика определяет размеров налоговых ставок; нормативы распределения регулирующих налогов между республиканским и местным бюджетами; общий объем налоговых поступлений; источники уплаты налогов;
· основы построения налогового механизма [2, c.33].
Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его.
Бюджетно-финансовая политика играет важную роль в финансовой политике государства, реализуя в сочетании с другими ее составными частями следующие основные функции:
· финансовое обеспечение выполнения государством своих функций;
· поддержку финансовой стабильности в стране;
· создание финансовых стимулов для социально-экономического развития [4, c.33].
Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными финансовыми организациями осуществляется в соответствии с Конституцией, международными договорами и актами законодательства Республики Беларусь[15].
Бюджетно-финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и дальнейшим использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Она ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода [1, с.79].
Реализация бюджетной политики на конкретном этапе развития страны осуществляется через бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов. С помощью бюджетного механизма государство выполняет следующие функции:
· распределяет и перераспределяет валовой внутренний продукт;
· изменяет структуру общественного производства;
· влияет на экономические преобразования и социальные реформы, используя такие специфические инструменты, как бюджетное финансирование, государственные инвестиции, предоставление трансфертов, субсидий, субвенций, дотаций, систему социальных выплат и др. [2, с.34].