Финансирование системы образования в Российской Федерации на 2013-2020 гг.
В части доступности образования целями являются достижение определённого уровня охвата детей в возрасте от трёх до семи лет услугами качественного дошкольного образования, охвата детей в возрасте от пяти до 18 лет программами дополнительного образования, определённой доли учреждений среднего и высшего профессионального образования, которые обеспечивают доступность обучения и проживания лицам с ограниченными возможностями здоровья, и, наконец, охват населения программами непрерывного образования.
В части обеспечения международной конкурентоспособности и качества российского образования государственная программа определяет число российских вузов, которые войдут в первую сотню наиболее признаваемых международных рейтингов университетов, а также места, которые российские школьники будут занимать по результатам трёх наиболее распространённых систем международного тестирования. Они оценивают качество математической, естественно-научной подготовки, умение читать и понимать тексты, а также функциональную грамотность школьников, то есть умение применять знания во внеучебных ситуациях. Для каждого уровня образования в государственной программе представлены дорожные карты изменений, представляющие собой совокупность взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий, реализация которых обеспечит достижение целевых показателей в установленные сроки.
Финансовое обеспечение государственной программы соответствует на период с 2013 по 2015 годы лимитам бюджетных обязательств проекта федерального бюджета на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что в перспективе до 2015 года такой бюджетный сценарий не обеспечивает достижение двух важных целевых показателей: первое - обеспечение вхождения пяти российских вузов в первую сотню международных рейтингов (потому что в проекте бюджета соответствующие ассигнования предусмотрены только на 2013 год - на 2014, 2015 годы они пока не предусмотрены), а также повышение охвата детей в возрасте 5-18 лет программой дополнительного образования. Наши предложения по дополнительным ассигнованиям на региональные программы развития дополнительного образования, а также мероприятия, предусмотренные концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, не были поддержаны. В перспективе до 2015 года также существуют риски недостижения целевых ориентиров в части повышения заработных плат педагогических работников дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также педагогических работников с учётом мастеров производственного обучения начального и среднего профессионального образования, которое будет обеспечиваться за счёт региональных бюджетов.
В перспективе 2016-2020 годов параметры предусмотренного в программе финансового обеспечения определены предварительными оценками Минфина расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ. Соответствующие ассигнования не позволяют в полном объёме реализовать показатели указов Президента от 7 мая 2012 года, а также не соответствуют параметрам, определённым сценарными условиями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года, которые были одобрены Правительством. Для достижения установленных значений соответствующих целевых показателей, по нашим оценкам, необходимы дополнительные ассигнования в размере от 104 млрд в 2016 году до 360 млрд в 2020 году. Это позволит обеспечить уровень заданных сценарными условиями бюджетных расходов на образование в процентах к валовому внутреннему продукту, сформировать необходимое ресурсное обеспечение для структурных изменений на всех уровнях системы образования. В этой связи мы планируем на очередных этапах бюджетного цикла выносить вопрос об увеличении федерального финансирования образования, в том числе в части единой субсидии субъектам Российской Федерации на развитие региональных образовательных систем. Речь идёт о продолжении того проекта, который действует сегодня и в 2013 году заканчивается. Проект государственной программы прошёл широкое обсуждение с экспертами, в том числе на заседании экспертного совета в рамках "Открытого Правительства <http://mahachkala.bezformata.ru/word/otkritoe-pravitelstvo/938028/>" 27 июля этого года. По результатам этого обсуждения в проекте программы было учтено более 400 замечаний и предложений от экспертного сообщества. Учтены также замечания участников государственной программы - федеральных органов исполнительной власти, ведущих государственных университетов, Академии наук. Государственная программа согласована с Минэкономразвития России. Замечания Министерства финансов России касаются несоответствия значений показателей программы к параметрам, применявшимся при расчёте объёмов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2013-2015 годы, а также увязки основных показателей программы с показателем валового внутреннего продукта. Мы отмечаем, что значение показателей программы соответствует плану-графику выполнения задач в сфере образования и науки, определённых указом Президента от 7 мая 2012 года, который был утверждён заместителем Председателя Правительства Ольгой Юрьевной Голодец, а увязка основных показателей программы с показателями валового внутреннего продукта задаёт, на наш взгляд, долгосрочные ориентиры социальных расходов, необходимых для устойчивого развития системы образования и обеспечения её вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации.