Проблемы и пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь
Предусмотрено, что на втором этапе (2011 - 2020гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7 - 8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5 - 8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2011 - 2020гг. - на 2 - 4 процентных пункта [15].
Также предусмотрено достижение следующих целей:
· повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот и исключений; совершенствование моделей построения налогов и сборов; улучшения налогового администрирования и повышения уровня собираемости налогов за счет создания в стране самостоятельной отрасли законодательства - налогового права, имеющий свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов;
· упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов; сокращения их количества; максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;
· обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.
Государственная дума приняла бюджет на 2012 год и предварительный финансовый план на 2013-2014 годы. Согласно документу, дефицит бюджета в следующем году должен составить 1,5 % ВВП, а 2013-м - 1,6 % ВВП, а в 2014-м - снизиться до 0,7 процента ВВП.
В бюджете указано, что в следующем году доходы страны могут составить 11,78 триллиона рублей, а расходы - 12,656 триллиона рублей.
В 2012 году, основные акценты налоговой политики будут направлены на улучшение качественных характеристик. Предлагается одновременно решение двух задач: снижение налоговой нагрузки на прибыль и создание стимулов для инвестирования прибыли в развитие. Так, снижение налога на прибыль с 24 % до 18 % позволит оставить в распоряжении предприятий без дополнительных условий 5,6 трлн. руб. Механизмы ускоренной амортизации (даже если ими воспользуется только половина предприятий) и переносы убытков на будущие прибыли позволят оставить в распоряжении реального сектора еще 4,2 трлн. руб.
Как и раньше, основная доля доходов бюджета будет приходиться на НДС, налог на прибыль, доходы от внешнеэкономической деятельности, подоходный налог и налоги на собственность.
Что касается структуры расходов бюджета, то она будет изменена в связи с тем, что в 2012 г. на расходы по погашению и обслуживанию государственных и местных долгов будет направлено 21,4 трлн. руб. (в 2,2 раза выше платежей текущего года), а расходы на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на реализацию госпрограмм, составят 11,8 трлн. руб. (рост в два раза к уровню нынешнего года). Однако расходы на финансирование бюджетной сферы подверглись наименьшему сокращению,. Уровень заработной платы бюджетников в 2012 г. сохранится в реальном выражении к уровню 2011 г. Сохраняется и удельный вес расходов бюджета на финансирование отраслей социальной сферы в ВВП. В качестве приоритетов определены здравоохранение и наука, образование.
Налоговая реформа предусматривает мероприятия в области повышения фискального значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов и защитой экологической среды, а также имущественных налогов, которые станут основой формирования местных бюджетов. Планируется увеличение прямых налогов на доходы юридических и физических лиц.
Одним из направлений модернизации национальной налоговой системы определено совершенствование ее структуры с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения. Увеличение прямого налогообложения больше соответствует инновационному типу развития экономики, позволяет снизить темпы инфляции, использовать преимущества регулирующей функции налогообложения. Необходимо отметить, что повышение уровня жизни населения непосредственно связано с проведением налоговой политики в сфере налогообложения доходов населения, реформированием системы социальных платежей, налогов на имущество. В тоже время этот сектор налоговой системы, несмотря на ряд программных мероприятий, практически остается без изменений.