Проблемы и пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь
Бюджетная политика в Беларуси является во многом закрытой для общественного контроля, независимого аудита и анализа. Отсутствие четкой координации между институтами государственной фискальной системы приводит к нерациональным, затратным инвестиционным решениям, искажениям в структуре производства и занятости. Доминирование государства приводит к вытеснению частных инвестиций и разрушению многих перспективных сфер создания рабочих мест.
Кроме того, налоговая нагрузка распределяется крайне неравномерно. Сохраняется практика предоставления индивидуальных налоговых льгот, дотирования и субсидирования.
Еще одна проблема бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь - это налоги, которые составляют незначительную часть в общей массе доходов государства, но требуют значительных затрат на администрирование. Следует отказаться от такого рода налогов. Это касается налога на недвижимость, плательщиками которого являются владельцы дачных участков. В доходной части республиканского бюджета он составляет сотые доли процента между тем его сбор связан со значительными финансовыми затратами - до 30 % собранных средств. Компенсировать незначительные потери бюджета в случае отмены этого налога можно за счет увеличения ставки налога на землю, на которой расположена недвижимость, и выработки рационального механизма его исчисления и уплаты.
Можно выявить еще одну проблему фискальной политики - основная часть налогов изымается в бюджет еще до реализации продукции, что не может позитивно сказываться на объеме собственных оборотных средств предприятий и соответственно на их финансовой устойчивости.
Также одной из проблем является то, что снижение налоговых ставок автоматически не ведет к повышению собираемости налогов. При чрезмерно высоких налоговых ставках предприятия изыскивают часто не вполне законные способы минимизации своих налоговых обязательств. Для реального увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок необходимо, чтобы предприятиям было выгоднее платить уменьшенные налоги, чем рисковать получением жестких налоговых санкций за их сокрытие. Совершенствование бюджетно-налоговой политики предполагает оптимизацию расходной части бюджета и снижение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования. С этой целью необходимо:
ü провести конкурсное выделение бюджетных средств на инвестиции;
ü отказаться от финансовой поддержки нерентабельных предприятий;
ü повысить эффективность функционирования системы социальной защиты;
ü разработать программы целевой помощи бедным слоям населения;
ü включить в систему формирования социальных фондов доходы самих работников.
Следует отказаться от предоставления индивидуальных налоговых льгот в сфере внешнеэкономической деятельности, которые не соответствуют мировой практике и снижают эффективность отечественной налоговой системы.
Направления совершенствования бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь закреплены в программных документах «Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года».
Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения;
ü определено продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности;
ü повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированной бездефицитности бюджета;
ü создать эффективную систему управления государственными финансами; обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
Для их достижения поставленных Программой задач определена этапность их решения. На первом этапе (до 2010 года) предусматривается полная отмена сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг) для формирования на республиканском и местных уровнях целевых бюджетных фондов, значительное снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, оптимизация ставок подоходного налога с одновременным увеличением необлагаемого налогом минимума дохода. Также планируется упрощение налоговой системы и сокращение общего количества республиканских налогов, сборов и пошлин. Дальнейшее развитие получит правовая основа налогообложения на базе практического применения Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, что будет способствовать укреплению экономической интеграции в рамках Союзного государства и СНГ, а также привлечению внешних капиталов и обеспечению конкурентоспособности отечественной экономики на мировых рынках.