Проблемы исчисления и взимания НДС, пути их преодоления
) особое место в законодательстве занимает также особый порядок исчисления НДС при реализации товаров по ценам не выше фактической себестоимости, а также специальные методы исчисления НДС при реализации горюче-смазочных материалов. Эти пункты законодательства чрезвычайно сложны, запутанны и соответственно неэффективны. Налогоплательщиками допускается по ним большое количество ошибок, однако налоговым органам очень сложно проверить правильность исчисления НДС в таких случаях;
) также одним из актуальнейших вопросов на повестке дня стоит вопрос интеграции России в мировое экономическое сообщество. На этот процесс большое влияние оказывает международные аспекты обложения налогом на добавленную стоимость торговых операций, поэтому уже сейчас необходимо предусмотреть меры по сближению режимов в обложении налогом на добавленную стоимость, применяемых в Российской Федерации и в Европейском Сообществе.
В действующем законодательстве об ответственности в сфере налогообложения не предусмотрено разветвленной системы составов налоговых правонарушений. Искусственное ограничение видов правонарушений привело к тому, что практически любые действия налогоплательщиков, повлекшие недоплату налога, налоговые органы необоснованно квалифицируются как сокрытие или занижение объекта налогообложения. Это, в свою очередь, влечет за собой необоснованное применение санкций - взыскание штрафа в сумме доначисленного налога, а в случае повтора - в двойном размере. Однако уже сейчас богатый опыт арбитражно-судебной практики рассмотрения споров о НДС свидетельствует о невозможности в полной мере охватить все виды нарушений законодательства по НДС в рамках существующих видов правонарушений.
Также необходимо обратить внимание на актуальность проблем своевременности расчетов налогоплательщиков с бюджетом. Об этом свидетельствует то, что в среднем 15,6 % налогоплательщиков допускают в своей работе просроченную задолженность по налогу перед бюджетом.
Также налоговые органы активизировались в вопросе налогового контроля за физическими лицами, в том числе за физическими лицами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя.
И в этом вопросе у налоговых органов есть дополнительный инструмент - применение п.2 ст.11 НК РФ, в котором содержится следующее положение: «Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями».
В условиях, когда п.1 ст.2 ГК РФ закрепляет очень расплывчатые критерии предпринимательской деятельности, таковой можно признать что угодно, в чем усматривается прибыльность (доходность) и систематичность, ну а рисковый характер в наше время во всем презюмируется.
Таким образом, путь для доначисления физическим лицам НДС, ЕСН (налоги, которые они в принципе не платят, т.к. не являются их плательщиками) открыт. Например, в случае, если физическое лицо сдает в аренду находящиеся у него в собственности объекты недвижимости или осуществляет вложения собственных средств в активы, отличные от банковских депозитов и паев ПИФов.
Главный предмет спора последних лет - ставка налога на добавленную стоимость (НДС). Сторонники снижения налога доказывали полезность этого шага для вывода из тени налогооблагаемой базы - по оценкам экспертов, собираемость этого налога не превышает 60%. Выпадающие доходы федерального бюджета, могли составить около 500 млрд. руб. Однако компенсировать эти потери можно было за счет средств Стабфонда.
Снижение НДС станет дополнительным стимулом для развития бизнеса и обрабатывающей промышленности. Сейчас у государства избыточный профицит бюджета, обеспеченный высокими нефтегазовыми доходами, однако оно быстро наращивает обязательства по финансированию госрасходов. А среднесрочный прогноз МЭРТа предусматривает снижение мировых цен на нефть и газ, что неизбежно обернется сокращением поступления доходов в бюджет, поэтому выпадающие налоговые доходы от снижения ставки НДС со временем могут оказаться чувствительными для бюджета. С учетом мирового финансового кризиса и рисков ухудшения ситуации в мировой экономике нагрузка на федеральный бюджет должна возрасти. Поэтому вопрос о степени и сроках снижения вызывают столь бурные дискуссии. Наиболее вероятным может быть снижение ставки до 13-15%, сроки же будут определяться скорее всего политическим решением.