Проблемы исчисления и взимания НДС, пути их преодоления
Предположим, организация в сентябре 2010 г. ввезла партию товаров из Республики Беларусь. В этом же месяце НДС был уплачен налоговому органу по месту постановки организации на учет. До 20.10.2010 организация представила в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по косвенным налогам и документы, указанные в п. 8 ст. 2 Протокола о товарах ТС.
Одним из документов этого списка является заявление, на котором в соответствии с п. 6 Правил заполнения заявления (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией) налоговый орган должен проставить свою отметку в течение десяти рабочих дней. Нетрудно подсчитать, что отметка на заявлении появится только в октябре 2010 г. Выясним, имеет ли организация право принять к вычету сумму НДС по ввозимым товарам в сентябре и отразить ее по строке 190 разд. 3 общей декларации по НДС за III квартал 2010 г.
Следует отметить, что официальных разъяснений по данному вопросу нет. Однако на практике налоговые инспекторы настаивают, что право на вычет "импортного" НДС возникает только в IV квартале, то есть в период, когда налоговый инспектор проставил отметку на заявлении.
Арбитражная практика по данному вопросу не столь обширна, поэтому говорить о тенденции не приходится. В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 29.01.2007 N КА-А41/13794-06, где рассматривалась аналогичная ситуация и суд встал на сторону налогоплательщика, аргументировав свое решение следующим. Буквальное толкование норм Положения не позволяет прийти к выводу о том, что право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика только в момент проставления налоговым органом отметки об уплате косвенных налогов на заявлении о ввозе и уплате косвенных налогов. Отметка проставляется налоговым органом при проверке декларации и иных документов, а наличие отметки налогового органа на заявлении необходимо налогоплательщику для направления своему поставщику. Выполнение российским налогоплательщиком обязательств, установленных Положением и национальным законодательством, подтверждается платежными документами на уплату налога и подачей заявления на ввоз товаров.
Таким образом, считаем, что имеются основания отразить в общей декларации и предъявить к вычету "импортный" НДС за тот квартал, когда произведена его уплата, даже если заявление подписано налоговым органом в месяце, следующем за этим кварталом. Полагаем также, что подход, изложенный в указанном Постановлении ФАС МО, можно распространить и на НДС при ввозе товаров с территории стран - членов ТС.
Как показывает анализ практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмотра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотрению.
Российское законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.
Кроме этого ряд действующих положений законодательства требуют своего изменения или корректировки. К ним относятся:
) проблема специального порядка определения облагаемого оборота по НДС (в виде разницы между продажными ценами и ценами приобретения товаров, включающими НДС) для организаций розничной торговли и общественного питания. Нечеткость законодательства по вопросу определение оптового или розничного товарооборота приводит в настоящее время к многочисленным нарушениям со стороны налогоплательщиков, а также создает множество конфликтных ситуаций, решение которых приходится проводить через арбитражные суды.
) особый порядок исчисления НДС по предприятиям розничной торговли и общественного питания, а также невключение индивидуальных предпринимателей в число налогоплательщиков НДС создает определенные трудности не только самим предприятиям розничной торговли и частным предпринимателям, но и являются причиной многочисленных нарушений со стороны налогоплательщиков, выражающиеся в самостоятельном выделении налога в расчетных документах и необоснованном отнесении сумм НДС по ним на расчеты с бюджетом;