Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью в ООО «Скан Марк»
Таким образом, предоставление скидки в 0,5% при сроке оплаты 15 дней позволяет сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере 12,6 руб. с каждой тысячи рублей договорной цены. Использование организацией в 2008 году системы скидок за оплату счетов в более ранние сроки позволило бы сократить величину дебиторской задолженности 1426 тыс. руб. до 1341, 252 тыс.руб., т.е. на 84, 748 тыс. руб.
Использование системы скидок за ускорение расчетов дает возможность организации сократить расходы по контролю и взысканию дебиторской задолженности и, кроме того, получить информацию о платежеспособности и финансовой устойчивости покупателя. Вероятно, что отказ от выгодной скидки свидетельствует о наличии у него финансовых затруднений.
Другим способом воздействия на ускорение расчетов с покупателями является введение в расчет штрафных санкций за задержку платежа. Несмотря на то, что внешне механизм санкций равноценен скидкам, в большинстве случаев он менее выгоден продавцу и покупателю. Это связано с системой налогообложения организаций. Так, штрафы, полученные от контрагентов, входят в состав внереализационных доходов организации и, следовательно, увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) [2] сумма полученных штрафов в полном объеме является базой по расчету налога на добавленную стоимость.
Взаимосвязь срока погашения дебиторской задолженности и ее стоимости требует особого внимания. Увеличение сроков оплаты равнозначно снижению цены на продукцию.
Данный факт должен приниматься во внимание не только для констатации потерь, которые несет организация в связи с задержкой в расчетах, но и для разработки эффективной кредитной политики. Сознательное увеличение сроков расчетов можно рассматривать как способ привлечения новых покупателей. Самое главное при этом - точно определить, что является в данной ситуации более выгодным в борьбе за новых покупателей: предоставление скидки или увеличение срока оплаты.
Другим хорошо известным способом стимулирования продаж и поощрения покупателей являются скидки при приобретении значительных объемов продукции. Связанное с этим сокращение доходов должно компенсироваться снижением расходов, приходящихся на единицу продукции.
Кроме того, такие продажи способствуют ускорению оборачиваемости оборотных средств организации, что приводит к сокращению потребности в финансировании и, следовательно, уменьшает финансовые издержки организации.