Система налогового учета некоммерческих организаций
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Объекты налогового учета НКО показаны на рис. 2.5:
Объектами налогового учета является имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.
Данные налогового учета представляют собой информацию о величине или иной характеристике показателей, определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Данные налогового учета подтверждаются документами рис.2.6
Первичный учетный документ представляет собой письменное свидетельство того, что хозяйственная операция имеет юридическую силу и не требует дальнейших пояснений и детализации. Первичные учетные документы должны содержать все сведения, необходимые для получения полного представления о хозяйственной операции.
Юридическое значение первичных документов состоит в том, что они обеспечивают доказательное обоснование показателей налогового учета и отчетности, устанавливают ответственность исполнителей за произведенные хозяйственные операции.
В налоговом учете используются следующие формы первичных документов рис.2.7
Специализированные формы первичной учетной документации обязательны к применению в организациях соответствующей отрасли.
Формы первичных документов разрабатываются организацией самостоятельно. При этом они должны содержать обязательные реквизиты
Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитической информации, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и утверждаются в качестве приложений к учетной политике организации для целей налогообложения.
Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются применительно к каждому налогу.
Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
. Период, за который определяется налоговая база.
. Сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде.
. Сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации.
. Прибыль (убыток) от реализации.
. Сумму внереализационных доходов.
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну.
Организация налогового учёта в организации начинается с разработки концепции налогового учета организации. Концепция налогового учета представляет собой основные теоретические принципы ведения налогового учета и составления отчетности.
Концепция налогового учета организации включает общие положения по организации системы налогового учета, изложенные в Налоговом Кодексе, и выбранные организацией конкретные формы и способы учета доходов и расходов и порядок признания доходов и расходов.