Система налогового учета некоммерческих организаций
Система налогового учета в некоммерческих организациях представляет собой сознательно и искусственно созданную систему сбора, регистрации и обработки хозяйственной и финансовой информации, включающая в себя множество элементов налогового учета, совокупность принципов и способов его ведения, образующих определенную его целостность.
Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Налоговый учет некоммерческих организаций ведется в общеустановленном порядке на основании учетной политики. По всем операциям, связанным с поступлением и расходом средств по уставной и предпринимательской деятельности, некоммерческие организации должны вести раздельный учет. Это необходимо для правильного определения финансового результата деятельности некоммерческой организации в соответствии с ее уставными целями, а также для обеспечения порядка в ходе ведения налогового учета.
Прибыль от предпринимательской деятельности не подлежит перераспределению между членами некоммерческой организации, а направляется на достижение целей, ради которых она создавалась.
Действующее налоговое законодательство выделяет специфику такого вида поступлений, как средства целевого финансирования. Налогоплательщики, получающие средства целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования. Только в этом случае эти средства исключаются из категории доходов, подлежащих налогообложении.
Состав целевых поступлений, не включаемый в налогооблагаемый доход НКО отображен на рис. 2.1:
Рис. 2.1 Состав целевых поступлений, не включаемых в налогооблагаемый доход НКО
Целевыми поступлениями в системе налогового учета являются взносы, платежи и имущество от государства, различных юридических и физических лиц в возмещение расходов, производимых организацией в интересах этих лиц, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогам, но только при условии, что они используются на ведение уставной деятельности.
Налоговый учет, образуется на стыке противоречий систем бухгалтерского учета и налогообложения, служит промежуточным звеном между рассматриваемыми системами, где происходят сбор и обработка информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств.
При этом оптимальная модель сосуществования систем бухгалтерского и налогового учета может быть достигнута после интеграции и гармонизации объектов учета и налогообложения (рис.2.2).
Этапы развития системы налогового учета представлена в таблице 2.1:
Таблица 2.1 Классификация этапов развития системы налогового учета
Этапы |
Период |
Содержание |
1 |
С 01.01.1992 по 3.12.1994 |
Вышел закон об "Основах налоговой системы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов |
2 |
С 3.12.1994 по 1.07.1995 |
Принят Федеральный закон № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», который ввел новый фактор разграничения бухгалтерского и налогового учета -курсовые разницы. Для расчета балансовой прибыли курсовые разницы продолжали учитываться в общеустановленном порядке (п. 64 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 20 марта 1992 г. № 10), а для целей формирования налогооблагаемой прибыли они уже не имели никакого значения (п. 8 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в ред. от 3 декабря 1994 г.). Изменена и форма «Расчета налога от фактической прибыли» Так, в расчете налога появился п.п. 3 п. 2 - «положительные курсовые разницы, образовавшиеся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком РФ иностранным валютам, отнесенные на счет «Прибыли и убытки». Таким образом, к середине 1995 года учет для целей налогообложения представлял собой неупорядоченную и неструктурированную систему, которую даже трудно было выделить в качестве самостоятельной категории. |
3 |
С 1.07.1995 по 19.10.1995 |
Принято Правительством РФ Постановление от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (далее - Постановление Правительства № 661). Можно говорить о том, что с принятием данного документа впервые произошло юридическое закрепление дифференцированных подходов к признанию расходов для целей бухгалтерского и налогового учета. |
4 |
С 19.10.1995 по настоящее время |
Президент издал указ № 1214 от 18.08.1996г «О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента РФ от 22.12.1993г. №2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994г.», согласно которому органы власти субъектов РФ и местные органы власти имели полномочия вводить произвольные налоги и сборы, которые юридические лица должны уплачивать из и так уже многократно обложенной прибыли. Теперь, с 1.01.1997г. указанные органы должны привести принятые ими решения в соответствие с перечнем местных налогов, сборов и ограничений по размеру отдельных налогов и сборов. В результате выполнения Указа Президента РФ № 1214 налогообложение в РФ станет более предсказуемым, несколько облегчится положение предпринимателей. |