Аналитические возможности «Отчета о прибылях и убытках»
В заключение анализа деловой активности рассматриваются показатели рентабельности.
Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В отличие от прибыли, рентабельность характеризует эффективность финансовой деятельности организации, независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой - характер объекта и инструмента финансового менеджмента.
Способ расчета показателей рентабельности представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Формулы расчета показателей рентабельности
Показатели |
Формулы расчета |
Рентабельность продаж |
R1 = Прибыль от продаж х100% Выручка (37) |
Чистая рентабельность |
R2 = Чистая прибыль х100% Выручка (38) |
Экономическая рентабельность |
R3 = Чистая прибыль х100% ср. Баланс (39) |
Рентабельность ОС и прочих внеоборотных активов |
R4 = Прибыль от продаж х100% ср. Внеобор. Активы (40) |
Рентабельность собственного капитала |
R5 = Чистая прибыль х100% ср. Собственных средств (41) |
Валовая рентабельность (маржинальный доход) |
R6 = Валовая прибыль х100% Выручка (42) |
Затратаотдача |
R7 = Прибыль от продаж х100% Затраты на произ. и реализ. прод. (43) |
Факторный анализ рентабельности организации
По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей [18].
Рентабельность продаж (RП) - это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:
П = В-С-КР-УР х100% = П х100%
В В (44)
Влияние изменения выручки от продажи на RП:
∆RП (В) = В1-С0-КР0-УР0XВ0-С0-КР0-УР0 х100%
В1 В0 (45)
где В1, и В0 - отчетная и базисная выручка,
С1 и С0 - отчетная и базисная себестоимость;
КР1 и КР0 - отчетные и базисные коммерческие расходы;
УР1и УР0 - управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.
Влияние изменения себестоимости продажи на RП:
∆RП (С) = В1-С1-КР0-УР0 В1-С0-КР0-УР0 х100%.
В1 В1 (46)
Влияние изменения коммерческих расходов на RП:
∆RП (КР) = В1-С1-КР1-УР0 В1-С1-КР0-УР0 х100%.
В1 В1 (47)
Влияние изменения управленческих расходов на RП:
∆RП (УР) = В1-С1-КР1-УР1 В1-С1-КР1-УР0 х100%.
В1 В1 (48)
1 2