Бюджетная политика в области формирования доходов и направлении расходования денежных средств федерального бюджета
После определения потребностей бюджета в финансовых ресурсах корректируются основные показатели структуры доходной части бюджета, с сохранением требуемого объема, и определяются:
пропорции в доходах бюджета платежей, не зависящих от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков ("фиксированных" платежей в бюджет), и зависящих от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков ("переменных" платежей в бюджет);
дифференциация ставок по секторам экономической деятельности, исходя из необходимости формирования структуры региональной экономики, наилучшим образом отвечающей задачам бюджетной политики.
Доходы федерального бюджета делятся на налоговые, неналоговые и безвозмездные. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
· федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
· таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
· государственную пошлину.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
· доходов от использования имущества;
· доходов от продажи имущества;
· части прибыли унитарных предприятий.
Таким образом, БК РФ оставляет открытым перечень неналоговых доходов, предполагая тем самым новые виды неналоговых доходов.
В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных, также учитываются:
) прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по нормативам, установленным федеральными законами;
) доходы от внешнеэкономической деятельности.
К безвозмездным поступлениям относятся:
· дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
· субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
· иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.
Сравнивая виды доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации, необходимо отметить, что неналоговые доходы могут носить добровольный и принудительный характер в отличие от налоговых доходов, имеющих обязательный характер. Неналоговые платежи обязательного характера отличаются от налогов определенной возмездностью, так как их взимание обусловливается предоставлением плательщику права на занятие определенной деятельностью, получением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, пользованием государственным имуществом. Следовательно, можно требовать совершения государственными органами действий, связанных с платежами.
Иные обязательные неналоговые платежи носят штрафной характер. При этом закрепляется возможность принудительного взыскания неуплаченных неналоговых платежей.
По отношению к неналоговым доходам, как правило, не определяются "конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы". Неналоговые доходы нередко привязываются к определенным целевым расходам, в то время как налоговые доходы не имеют целевой направленности и расходуются на финансовое обеспечение деятельности государства.
Особое место в доходах бюджета занимают средства бюджетных учреждений, получаемые от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые отражаются в бюджете и используются на финансирование этих учреждений по утвержденной смете. Такие доходы учреждение получает, используя государственное имущество, переданное ему не на правах хозяйственного ведения, а в оперативное управление. Имущественный комплекс учреждения используется при этом как для выполнения работ в соответствии с государственным заданием, так и для предпринимательской деятельности. Поэтому, представляется логичным финансировать капитальные и эксплуатационные расходы по имущественному комплексу учреждения совместно из бюджета и предпринимательских доходов учреждения, при сохранении разделения расходов на оплату труда и иные цели из бюджета и предпринимательских доходов. Финансирование кредиторской задолженности по упомянутым расходам, образовавшейся в период осуществления учреждением предпринимательской деятельности, также следует осуществлять солидарно из предпринимательских и бюджетных источников.