Бюджетная политика в области формирования доходов и направлении расходования денежных средств федерального бюджета
Расходы бюджета можно условно разделить на "обязательную" и "произвольную" части. Объем и сама возможность появления "произвольной" части должны определяться только при условии обеспечения "обязательной" в полном объеме. Очередность выделения бюджетных средств на те или иные мероприятия должна определяться принципом "прежде всего - необходимое (вопросы жизнеобеспечения), и лишь затем - желаемое (вопросы повышения комфортности среды проживания и ведения бизнеса)".
Расходы бюджета можно представить следующим образом. "Обязательная" часть бюджета должна формироваться на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг (ст.177 БК РФ), которых, по решению региональных властей, могут превышать установленные на федеральном уровне минимальные значения (ст.65 БК РФ). При этом объем упомянутых услуг должен быть не менее величины, установленной в минимальных государственных социальных стандартах, трактуемых в статье 6 БК РФ как "государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации".
Таким образом, на стадии принятия бюджета, предметом обсуждения в законодательном органе власти может быть вопрос об увеличении этих нормативов на предстоящий год по сравнению с утвержденными на федеральном уровне. При условии, что методики, на основании которых исполнительная власть рассчитывает нормативы финансовых затрат, корректны, законодательной власти остается лишь оценить, насколько обоснован прогноз стоимостных показателей на закупаемые по госзаказу товары и услуги, а также уровень оплаты труда госслужащих. Одновременно законодатели решают вопрос о возможном увеличении объемов государственных услуг, предоставляемых за счет бюджета, в физическом (не финансовом) выражении. Например, об увеличение "корзины" лекарственных препаратов, выделяемой на одного человека за счет бюджетных средств, или об увеличение продолжительности отопительного сезона в муниципальном жилом фонде. Тогда потребность финансирования "обязательного" бюджета будет определяться простой подстановкой в расчет (по заранее известным методикам) выбранных законодателями параметров. Это позволит не только значительно повысить достоверность прогнозирования потребностей бюджетного финансирования, но и оперативно вносить изменения в бюджет в случае несовпадения планировавшегося роста цен с фактическим на стадии исполнения бюджета. Однако, для реализации предложенной схемы, необходимо создать достаточно полный банк методик расчета бюджетных показателей, а также базу данных, содержащую показатели, используемые при расчете потребностей финансирования (количество учащихся в школах, количество нетрудоспособного населения, характеристики помещений, занимаемых государственными организациями, потребность в тепло - и электроснабжении на одну расчетную единицу и т.п.)
Если "обязательная" часть бюджета достаточно жестко регламентирована, то его "произвольная" часть практически полностью представляет собой поле для реализации органами власти своей бюджетной политики. В предельных случаях весь объем "произвольной" части может быть направлен на финансирование мероприятий, повышающих комфортность условий жизни налогоплательщиков или на улучшение условий ведения бизнеса в регионе. Законодатели также могут вообще отказаться от этих расходов, если сочтут, что интересам населения в большей степени будет соответствовать не финансирование из бюджета каких либо мероприятий, сверх установленных законодательством, а сокращение налоговой нагрузки. В пределах "произвольной" части бюджета, органы власти могут финансировать мероприятия, актуальность которых определяется складывающейся в текущий момент социально-экономической ситуацией.
Расходы этой части бюджета могут носить как инвестиционный характер, так и характер текущих расходов. Первые направлены, как правило, на осуществление структурных преобразований в экономике или на совершенствование социальной инфраструктуры и инфраструктуры бизнеса. Вторые - на финансирование мероприятий, не являющихся обязательными для финансирования из соответствующего бюджета в соответствии с действующим законодательством, и положительный эффект от которых проявляется в процессе осуществления таких мероприятий. Таким образом, "произвольная" часть бюджета состоит из текущих расходов и "бюджета развития" (инвестиционная составляющая).