Сущность и основные методики финансового анализа предприятия
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям предприятия, дочерних предприятий, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель [15, С.30].
В настоящее время существует довольно большое количество разнообразных методик финансового анализа, с помощью которых аналитики реализуют те или иные цели и задачи. Учитывая возрастающий интерес профессионалов общества и экономики к различным аспектам финансового анализа и заинтересованность в его результатах, представляется целесообразным рассмотреть основные подходы к формированию методик анализа и некоторые тенденции их развития. При этом мы помним, что по своей сути анализ представляет собой искусство интерпретации информации, которая является его объектом. Поэтому, в отличие, например, от жестких требований, которые предъявляются к способам ведения финансового учета и составления финансовой отчетности, здесь отсутствуют подобные ограничения, которые обязательно должны регулироваться национальным или международным законодательством. Это значит, что в ходе анализа могут использоваться самые разные способы и методы, основной целью и задачей которых является получение необходимой аналитической информации, которая должна лечь в основу принимаемых управленческих решений, а потому должна адекватно отражать хозяйственные процессы и финансовую ситуацию.
Методика финансового анализа представляет собой комплекс аналитических процедур, структурированных в соответствие с целями и задачами анализа, применяемыми с использованием различных критериев и нормативов для сравнения и принятия управленческих решений. [18, стр 40]
Когда мы говорим о методике анализа, то имеем в виду совокупность различных методов и приемов, которые аналитики выбирают для достижения поставленной цели. Здесь речь идет не о количественных методах, а скорее о принципиальном подходе, который лежит в основе финансового анализа в целом. Эти методы хорошо известны и подробно описаны в литературе.
Среди авторов, пишущих на тему финансового анализа, не существует абсолютного единства в определении содержания самого термина "методика" финансового анализа. Так, например, О.В. Ефимова { Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2002 г. } определяет методику финансового анализа как процесс, включающий в себя следующие этапы:
· предварительную оценку;
· экспресс-анализ текущего финансового состояния;
· углубленный финансовый анализ;
· прогнозный анализ основных финансовых показателей;
· оценку надежности информации.
В одной из последних работ по экономическому анализу, вышедших под редакцией проф.М.И. Баканова и проф.А.Д. Шеремета { Баканова М.И., Шеремет А.Д. Экономический анализ. - М.: Финансы и статистика, 2003 г. }, экспресс-анализ обозначен как начальный этап анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятий. В работе А.Д. Шеремета и Р.С. Сайфулина (Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 2005 г.) к методике финансового анализа относятся следующие "основные методы", выработанные практикой:
· горизонтальный анализ;