Приемы и методы, используемые при анализе финансового состояния предприятия
Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы:
. Традиционные
. Математические
К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.
Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.
Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.
Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.
На практике выбраны основные методы анализа финансового состояния предприятия на основе финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный (временный) анализ - сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т.п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - анализ влияния и отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.
Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т.п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.
В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.
Практическое использование многочисленных методик и приемов финансового анализа предприятий современных форм хозяйствования возможно только с применением элементов творческого подхода к качественному анализу финансового состояния предприятия, в каждом случае исходя из конкретной ситуации и профессионального уровня специалистов, осуществляющих анализ.
В условиях рыночных отношений одной из важнейших проблем, стоящих перед организациями различных форм собственности, являются определение возможности возникновения, оценка и способы снижения экономических рисков и проведение качественного анализа финансового состояния предприятия. В условиях ожесточенной конкурентной борьбы риск приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение, как важнейшая составная часть управленческой деятельности предприятий. Дополнительно к проведению анализа финансового состояния предприятия необходимо обязательно проводить оценку риска деятельности предприятия. При этом имеет смысл рассмотреть экономический риск предприятия - это объективно существующую категорию, обусловленную состоянием неопределенности осуществления экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, снижающая эффективность в результате неправильно выбранного управленческого решения, или в случае непредвиденных и независимых от предприятия ситуаций.