Основы функционирования государственных и муниципальных финансов
Говоря о ресурсах муниципального образования, можно отметить исключительную важность такого инструмента осуществления задач, стоящих перед муниципальным образованием, как муниципальные финансы. Под этим понятием подразумевается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением.
С этой точки зрения, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
· государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;
· собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);
o заемных средств или муниципального кредита.
Соотношение этих трех основных источников городских финансов в структуре местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку преимущество в структуре финансов первой или третей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений, ограничивая тем самым целевое направление средств на нужды населения муниципального образования. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.
Другими словами, самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от финансовой деятельности самих органов местного самоуправления, от степени профессионализма органов, занимающихся организацией финансовой работы.
Процесс управления муниципальными финансами распадается на три стадии: стадия финансового планирования; бюджетный процесс; оценка результатов.
На первой стадии основным видом деятельности является составление анализа и прогноза, а определяющей - аналитическая работа.
На второй стадии главным является процесс исполнения бюджета, на третьей - процесс контроля.
В структуре органов местного самоуправления существует четкое разграничение полномочий в управлении финансами:
· финансовые органы, главная задача которых - финансовое планирование;
· бюджетные органы, главная задача которых - организация и осуществление бюджетного процесса;
· контрольные органы выполняют контроль за расходованием средств.
Финансовое планирование администрации муниципального образования опирается на внутреннюю управленческую финансовую модель на год и среднесрочную перспективу, которая служит основой для составления и утверждения официальных годовых бюджетов и перспективных (среднесрочных) финансовых планов. Финансовое планирование осуществляется на консолидированной основе и обязательно учитывает планируемые показатели финансовой деятельности муниципальных предприятий. Финансовое планирование осуществляется в едином цикле со стратегическим и текущим планированием деятельности администрации муниципального образования. Финансовое планирование опирается на измеряемые цели и результаты работы администрации в целом, отраслевых ведомств, бюджетных учреждений и муниципальных предприятий, разрабатываемые в рамках стратегического планирования.
Поскольку бюджет является отражением определенной деятельности органов местного самоуправления, его планирование, утверждение, исполнение и оценка результатов исполнения выступают как определенный процесс, так как эта деятельность растянута во времени. Этот процесс получил название бюджетного процесса.
Бюджетный процесс- регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Согласование бюджетных вопросов происходит и по горизонтали, и по вертикали. Соответственно субъектами бюджетного процесса выступают органы власти и управления. По вертикали согласование бюджетных интересов происходит, прежде всего, между органами государственной власти и органами местного самоуправления. По горизонтали в соответствии с заявленным финансовым планом ежегодно осуществляется бюджетный процесс, который включает несколько этапов.
На этапе оценки результатов ведущая роль вновь возвращается к органам общей компетенции, поскольку на этой стадии основной задачей является организация мониторинга и анализ результатов деятельности органа управления.