Основы функционирования государственных и муниципальных финансов
û контроль за реализацией стратегии финансирования.
В первом случае инструментами осуществления являются всевозможные санкции или наоборот поощрения, то есть система принудительных или поощрительных мер. Во втором речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на прогнозирование изменений в финансовых отношениях и в соответствии с ним адаптации, изменении порядка и условий финансирования.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
· контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
· контроль за соблюдение заданных параметров формирования и распределения централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального характера;
· контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.
Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие принципы:
· Единства законодательной и нормативной базы;
· Открытости и прозрачности;
· Разграничения полномочий и предметов ведения;
· Целевой ориентированности;
· Научного подхода к реализации намеченных целей;
· Экономичности и рациональности;
· Управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
Муниципальные финансы представляют собой совокупность социально-экономических отношений, опосредствующих процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, необходимых для выполнения своих функций органами местного самоуправления.
Возникновение и функционирование муниципальных (местных) финансов обусловлено финансовыми отношениями, складывающимися между:
· органами местного самоуправления и населением, проживающим на территории данного муниципального образования;
· органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, расположенными органами местного самоуправления;
· органами местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ
В состав муниципальных финансов включаются: средства местного бюджета; муниципальные внебюджетные фонды; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
В основе функционирования муниципальных финансов лежат следующие принципы:
· самостоятельность;
· государственная поддержка;
· гласность.
Под основами местного самоуправления понимаются объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть, т. е. основа - это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.
Реальность и эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Как отмечалось выше финансово-экономические основы местного самоуправления составляют:
· муниципальная собственность;
· местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;
· имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Субъектами муниципальной собственности являются муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества. Составной частью муниципальной собственности являются муниципальные финансы.