Особенности формирования акцизов в зарубежных странах
Подводя итог данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
В Российской Федерации, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства.
Ряд негативных последствий применения действующего механизма взимания акциза с алкогольной продукции определяет необходимость его реформирования, в частности, представляется целесообразным:
• исключить из перечня подакцизной продукции спиртосодержащие растворы, содержание непищевых примесей в которых превышает 30% от объема, при условии одновременного внесения изменений в ГОСТы, нормативно-техническую документацию обязательного требования о применении цветных денатурирующих добавок, устранение которых невозможно в процессе ректификации. В качестве подакцизной продукции следует сохранить только пищевую алкогольную продукцию, изготовленную на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья. Для борьбы с незаконным производством алкогольной продукции из денатурированного спирта, этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, следует ввести более жесткие меры уголовного наказания к недобросовестным производителям;
• в целях воздействия на структуру потребления алкоголя в РФ необходимо исключить из перечня алкогольной продукции натуральные вина, употребление которых не оказывает столь губительного влияния на здоровье населения, как потребление крепких спиртных напитков, изготовленных на основе этилового спирта;
• учитывая негативное влияние значительного роста ставок акциза на легальное производства алкоголя, целесообразно отказаться от практики регулярного значительного повышения акцизных ставок, а также ввести временный мораторий на их повышение;
• утвердить использование единой ставки акциза в расчете на 1 литр 100%-ного этилового спирта в отношении всех видов подакцизного алкоголя без её дифференциации по товарным группам. Результаты проведенного анализа российской практики применения многоуровневой системы плательщиков акциза на алкогольную продукцию, включающую на сегодня производителей этилового спирта, производителей алкогольной продукции, а также предприятия оптовой торговли, свидетельствуют о необходимости сокращения круга плательщиков алкогольного акциза для повышения действенного контроля налоговых органов.
Экономически целесообразным с точки зрения повышения контроля государства за сферой производства и оборота алкогольной продукции является отказ от «расщепления» обязательств по уплате акциза между производителями алкогольной проекции и оптовыми организациями, а также рассмотрение вопроса о переносе основного объема обязательств по уплате акциза на производителей сырья (этилового спирта). В то же время, очевидно, что на сегодня спиртопроизводители не обладают достаточными оборотными средствами для того, чтобы взять на себя исполнение акцизных обязательств в полном объеме. В этой связи перенос акциза на предприятия спиртовой отрасли должен сопровождаться законодательным изменением сроков уплаты акциза в бюджет, а именно изменением порядка уплаты акциза «по отгрузке» на систему «по оплате».