Особенности формирования акцизов в зарубежных странах
Налоговые органы осуществляют также ведение актов гражданского состояния, перепись населения и содействие в обеспечении общих выборов.
Основная масса налогоплательщиков - 60% их общего количества - лояльна по отношению к налоговым органам. Доля лиц, которым приходится напоминать о необходимости уплаты налоговых платежей, составляет 30% общего количества плательщиков налогов. Остальная часть - это лица, допускающие непреднамеренные ошибки в представляемой отчетности, а также занимающиеся мошенничеством. Часть ошибок и несоответствий при проверках объясняется различиями налоговых периодов. Шведские специалисты по макроэкономике рассчитали суммарные показатели "теневых работ" и "теневой экономики" в стране (9% от числа лиц, указывающих недостоверную и ошибочную информацию в представляемой отчетности), которые приблизительно составляют 50 млрд. и 90 млрд. шведских крон.
Прежде чем давать характеристику акцизному налогообложению в Швеции, необходимо отметить основные направления общей алкогольной политики. Цель алкогольной политики имеет социальное направление, а именно уменьшение общего потребления алкоголя независимо от того, что вследствие этого может снизиться поступление налогов. Проводимые акции в целях реализации алкогольной политики следующие:
пьяный за рулем;
алкоголь на рабочих местах;
женщина в период беременности;
безалкогольное воспитание детей;
больше свободных зон от алкоголя;
борьба с контрабандой.
Общее потребление алкоголя в Швеции составляет 10 л чистого алкоголя в год на 1 человека, что ниже, чем в других странах ЕС. Структура потребления представлена следующим образом:
% - спиртосодержащая продукция;
% - вино;
% - пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 3,5%;
% - пиво с содержанием объемной доли этилового спирта до 3,5%.
Основными законодательными актами, которыми руководствуются шведские налоговые органы, являются:
конституция королевства Швеции и национальное законодательство;
международные договоры (конвенции), заключенные (подписанные) странами, входящими в состав европейского сообщества (ЕС) (предусматривающие свободу перемещения лиц, товаров, услуг и капиталов);
директивы ЕС (в том числе 7-я директива совета европейских сообществ о единой системе акцизов - единообразном объекте налогообложения).
Учитывается также практика суда ЕС, занимающегося интерпретацией норм законодательства стран ЕС и практического их применения (в том числе по акцизам).
В Швеции существуют следующие виды акцизов: на алкогольную продукцию; на отходы; на дивиденды; на инсектициды; на энергоносители, окись углерода и серы; на удобрения; на атомную энергию; на лотереи; на природный гравий; на рекламу; на выигрыши; на азартные игры; особый акциз на групповое страхование жизни; акциз на табачные изделия.
Поступления от акцизов учитываются в государственном бюджете. Акцизы дают значительную часть доходов государства - ежегодно около 82 млрд. крон (10 млрд. долл.). Причем около 55-60 млрд. Крон - акциз на энергоносители, в том числе на бензин.
Большинство акцизов было введено не только для того, чтобы дать доход государству, но и для того, чтобы воздействовать на потребление тех или иных товаров в желаемом для общества направлении.