Анализ проблем и перспектив налоговой системы РФ
Критерии оптимальности налоговых ставок в основном сводятся к их размеру и степени прогрессивности. Структура и размер налоговых ставок играет важную роль в определении экономической эффективности налоговой системы.
Решение вопроса о высоте налогообложения было найдено Лэффером. «Кривая Лэффера» устанавливает взаимосвязь между налоговыми поступлениями государственного бюджета, налоговыми ставками и уровнем национального производства. Согласно этой кривой увеличение ставок выше определенного уровня будет способствовать сокращению налоговых поступлений бюджета как за счет подрыва налоговой базы плательщиков, так и за счет увеличения дестимулирующих эффектов.
Однако если исходить из того, что налог на доход прогрессивен, если доля дохода, удерживаемая в налоге, возрастает с ростом дохода, то прогрессивность может быть достигнута и при линейном обложении доходов. Кроме того, интересным представляется предложение Тобина о применении «отрицательного подоходного налога», идея которого заключается в том, что при доходе ниже определенного порога малоимущие слои населения вместо того, чтобы платить налог, получали бы доплату. Интересно отметить, что мировой опыт демонстрирует возможность придания прогрессивности и налогам на потребление, что достигается посредством применения ифференцированных налоговых ставок.
Таким образом, построение оптимальной модели налогообложения должно осуществляться исходя из трех критериев:
. принцип справедливости - минимизация неравенства;
. принцип экономии - минимизировать административные издержки;
. принцип эффективности - регулирование стимулирующих свойств налогов.
Заключение
Налоговым проблемам с точки зрения их правового содержания в недалеком прошлом уделялось незначительное внимание. Недостаточно проработаны и осмыслены были первые попытки нормативного регулирования происходящих в последние десятилетия Х в. рыночных преобразований и, как следствие - развившихся налоговых правоотношений. Формирование налоговой системы Российской Федерации не было подкреплено достаточным и комплексным реформированием системы российского законодательства, собственности, бюджетных взаимоотношений, судебной и правоохранительной систем. С появлением Основного закона на первый план стал выдвигаться вопрос о роли конституционного права в регулировании существующих общественно экономических отношений, об обновлении и развитии законодательства, о соответствии происходивших в обществе реформ, в том числе и налоговой, действующему законодательству и общим принципам права.
Значимость для современного предпринимательства обозначенной проблематики заключается в наличии нерешенных проблем в сфере налоговых правоотношений и социально-экономических преобразований в стране. В условиях, когда доходы государства более чем на две трети покрываются за счет поступлений от налогов и сборов, формирование совершенной и эффективной налоговой системы является важнейшей задачей государства и его органов. Это обеспечение прав и интересов граждан, их социальной защиты, создание условий для роста материальной обеспеченности членов общества и развития экономики, обеспечение правопорядка и законности, а также укрепление обороноспособности и безопасности государства.