Налоги и сборы в организации
Анализ отраслевой (по видам экономической деятельности) структуры затрат на производство продукции (работ, услуг) показывает, что прочие затраты наибольшую долю занимают в сфере добычи полезных ископаемых (таблица 1 приложения 1). И это вполне объяснимо: в составе прочих затрат помимо общеустановленных налогов "сидит" еще и налог на добычу полезных ископаемых. В целом по отрасли отмечается высокая рентабельность реализованных товаров - 30,5%, хотя 31,9% предприятий отрасли (в основном угледобывающие) остаются убыточными и потому не являются плательщиками налога на прибыль
В строительных организациях доля прочих затрат не столь значительна (14,4%), зато затраты на оплату труда (включая налог на доходы физических лиц и единый социальный налог) почти вдвое превышают уровень, сложившийся на предприятиях по добыче полезных ископаемых (соответственно 23,9% и 12,9%). Последнее тоже объяснимо: в строительстве высока доля немеханизированного труда (доля амортизации основных средств составляет всего 2,0%), а в сфере добычи полезных ископаемых, наоборот, высока машиновооруженность труда (доля амортизации основных средств - 7,8%).
В числе налогов, уплачиваемых организацией, следует выделить те, суммы платежей по которым не зависят от объемов производства и реализации продукции (работ, услуг). Это имущественные налоги: налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Суммы платежей организации по единому социальному налогу (в качестве налогоплательщика) и налогу на доходы физических лиц (в качестве налогового агента) зависят от количества труда и цены привлеченной рабочей силы, по остальным налогам - от объемов производства и рентабельности проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Таким образом, доля платежей по имущественным налогам в общем объеме налоговых платежей организации уменьшается по мере увеличения объема производства и реализации товаров (работ, услуг).
Исследуя уровень налоговой нагрузки организации в течение последних лет, можно определить степень влияния на него (рост, снижение) той или иной группы налогов (имущественных, трудовых, ресурсных).
Общепринятой является следующая формула расчета уровня налоговой нагрузки организации как налогоплательщика (Унн):
Унн = ΣН / В x 100%, (1)
где ΣН - сумма начисленных (и уплаченных) налогов за календарный год;
В - выручка (нетто) от производства и реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика.
Если к сумме начисленных (и уплаченных) налогов налогоплательщика добавить сумму налога, взимаемую им в качестве налогового агента, то получим консолидированную налоговую нагрузку организации. Этот показатель в абсолютном выражении характеризует объем налогоотдачи данной организации в бюджетную систему: федеральный, региональный и местный бюджеты, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования.
Уровень консолидированной налоговой нагрузки (Укнн) можно рассчитать по формуле:
Укнн = (ΣН + НДФЛ13) / В x 100%, (2)
где НДФЛ13 - сумма налога на доходы физических лиц, взимаемая организацией в качестве налогового агента по ставке 13% от заработной платы работников.
Однако более подходящим показателем для целей анализа степени сбалансированности интересов государства и бизнеса является удельный вес начисленных (и уплаченных) налогов в добавленной стоимости (Укнн/дс):
Укнн/дс = (ΣН + НДФЛ13) / (В - Мз) x 100%, (3)
где Мз - материальные затраты; (В - Мз) - добавленная стоимость.
Предложенный показатель дает представление о том, какую часть добавленной стоимости, созданной трудом и капиталом в данной организации, государство изымает посредством налогового механизма в бюджетную систему страны, а какую оставляет организации (в форме амортизации и чистой прибыли) и - наемным работникам (в форме вознаграждения за труд). В случае если налоговая нагрузка организации окажется ниже среднего уровня по данному виду экономической деятельности, эта организация становится объектом пристального внимания налоговых органов.
Расчеты, выполненные с использованием данных о структуре затрат и рентабельности по укрупненным видам экономической деятельности, показывают, что уровень консолидированной нагрузки налогоплательщиков (Укнн) превышает рекомендуемый Федеральной налоговой службой России уровень налоговой нагрузки (Унн): в отраслях обрабатывающей промышленности на 3,3 процентных пункта (или на одну треть), в строительстве - на 5,5 (или более чем на одну треть), а в оптовой и розничной торговле, в сфере ремонтных услуг - на 2,8 процентных пункта (более чем на 70%) (таблица 2 приложения 2).