Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики
«Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов действующих на территории страны»[3].
Такое определение лишь приоткрывает нам структурную составляющую этого понятия, оставляя на совести читателя функционально-целевой аспект термина.
Федеральный бюджет можно определить как одну из форм выражения финансовой политики государства. Правительство реализует свою финансовую политику через федеральный бюджет, который выступает в качестве механизма воздействия государства на общество.
В условиях перехода к рыночной экономике возможности государства по регулированию финансовых отношений сокращаются (действительно, в плановой экономике административно устанавливались не только уровни цен и заработной платы). В настоящее же время Правительство может диктовать цены только на естественных монополиях (государственных в подавляющем большинстве), на драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы происходит только на уровне ЦБ, хотя раньше вся кредитная сфера контролировалась государством. В связи с этим на первый план выступает не столько разработка новых технологий осуществления контрольной и направляющей функций государства (в лице исполнительной власти), сколько совершенствование хорошо известных и проверенных механизмов воздействия. (Интересная историческая справка: в западной практике Парламент опутывает исполнительную власть целой сетью законов - США - более 7000, Бельгия - около 3000. До начала реформ Горбачева в России было принято около 100 законов за год, во время его правления - 200. Сейчас принимается около 100 за год [5].)
Правительство РФ с начала коренных реформ 1991 г. проводит очень большой круг экономических мероприятий, основные направления которых: - комплекс мероприятий обеспечивающих переход к рыночной экономике; - комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией; - социальная поддержка населения.
Для этого есть свои стимулы: продуманное налогообложение, низкие военные расходы, благоприятный финансовый механизм для привлечения иностранных инвестиций, и как следствие, в Гонконге ВВП на душу населения больше чем в Англии. А это показатель благосостояния населения страны.
Соотношение между направлениями финансовой политики нашего государства изменчиво во времени и определяется в большей степени ситуативно: в 1991 году на первом месте стояли задачи перехода к рынку, в 1992 - кризис экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о рыночных преобразованиях, а об установлении спада производства и темпов инфляции, накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные вопросы.
Однако меня будут интересовать только второй и третий пункты, поскольку именно они определяют пути реструктуризации бюджетной системы РФ. Среди нововведений, непосредственно касающихся бюджетной системы (особенно ее расходной части) можно выделить:
сокращение дотаций предприятиям и организациям (жилищно - коммунальный комплекс отнимает 4% ВВП РФ), следовательно, переложение бремени на население, но это позволит высвободить большую часть бюджетных ресурсов (около 100 трлн. руб, хотя в основном они проходят по местным и региональным бюджетам). В 1997 году предусматривается примерно 25 трлн. рублей;
новая пенсионная реформа будет предусматривать повышение пенсий, но в основном за счет повышения вкладов работников (к сведению в западных странах: 1/2 взносов в ПФ вносят предприятия, остальное - работники);
индексация средств и пособий, совершенствование финансового механизма в отраслях социально-культурной сферы с тем, чтобы ограниченные средства обеспечивали удовлетворение потребностей;
контроль за сбором налогов и совершенствование распределения бюджетных средств, эффективное взаимодействие федерального и регионального бюджета;
выделение бюджетных средств для выплаты заработной платы работникам государственных предприятий [2].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Правительством был взят правильный курс подъема российской экономики (хотя некоторые моменты экономической политики РФ вызывают вопросы уже не только у экономистов, но и других категорий работников) и ослабления социальной напряженности в обществе.
Роль федерального бюджета в социально - экономическом развитии страны