Сущность и органы управления финансами
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.
Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Другими словами, эти взаимоотношения перераспределения национального дохода носят опосредованный (косвенный) характер.
К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:
- формирование и поддержание конкурентной среды в экономике и ограничение монополизации рынка;
- государственное регулирование цен естественных монополистов;
- защита контрактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;
- проведение эффективной таможенной политики;
- содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;
- содействие развитию рынка капитала.
Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:
- лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
- финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;
- применения государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
- проведения системы мер социальных гарантий и финансовой защиты прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;
- установления льгот по Налогам и различным Платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
- применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.
В их задачи входит:
а) рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
б) рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
в) установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.
Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.
Министерство финансов организует и обеспечивает:
- разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
- составление проекта и исполнение федерального бюджета;
- разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
- осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
- осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
- разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
- финансирует сферы деятельности.
Управление финансами осуществляется специальным аппаратом с помощью особых приемов и методов, в том числе используя разнообразные стимулы и санкции.
1 2