Структура финансовой системы
Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:
- у хозяйствующих субъектов;
- у населения;
- у государства и органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.
Существующие различия как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:
а) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);
б) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);
в) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемам и звеньям приведены в приложении А.
Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, его различные стадии и фазы. Финансы государства, которые представляют собой централизованные фонды денежных средств, находящиеся в его распоряжении (федеральный бюджет, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных образований, стабилизационный фонд) играют важную роль в производственно-техническом и социальном развитии страны. Государство оказывает влияние на монетарную политику, уровень инфляции, основные пропорции общественного производства, стадии распределения финансовых ресурсов между секторами экономики, территориями, отраслями, а также на параметры экономических, инвестиционных и социальных процессов в стране. При этом социальное страхование, осуществляемое посредством внебюджетных фондов, обеспечивает защиту личных интересов граждан в случае наступления инвалидности, старости, временной нетрудоспособности. Государственный кредит влияет на страховую систему, так как государство может быть как заемщиком, так и кредитором страховых организаций. Государство также может выступать гарантом финансовой устойчивости страховых организаций.
Финансы предприятий непосредственно участвуют в процессе воспроизводства за счет формирования первичных доходов и накоплений. Процесс расширенного воспроизводства на многих предприятиях осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет использования кредитов банков, страховых компаний и привлечения финансовых средств на рынке ценных бумаг. При этом страхование транспортных, имущественных, финансовых и промышленных рисков коммерческих организаций, общественных организаций и фондов обеспечивает непрерывность и стабильность экономических процессов, а также их финансовую устойчивость.
3. Управление финансами