Анализ рентабельности реализованной продукции предприятия
Как уже говорилось выше, в ООО СХП "Подгорное" наибольший удельный вес в структуре выпускаемой продукции занимает продукция растениеводства, поэтому в данном разделе будет рассмотрен факторный анализ рентабельности именно реализованной продукции растениеводства, так как анализ этих показателей представляет наибольший интерес для предприятия.
Как уже писалось выше, уровень рентабельности реализованной продукции растениеводческой отрасли предприятия зависит от двух основных факторов первого порядка:
. себестоимости реализованной продукции;
2. средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя представлена в формуле (35):
Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности реализованной продукции растениеводческой отрасли предприятия в период 2009 - 2010 годов можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблиц 16 и 17:
;
;
;
.
.
Установим, как изменилась сумма прибыли за счёт каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счёт:
3. объёма реализации продукции
;
4. отпускных цен
;
5. себестоимости реализованной продукции
.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень рентабельности повысился в связи со снижением уровня себестоимости реализованной продукции. Снижение отпускных цен на 1362 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 5,3 %.
Аналогичный анализ проведём за период 2010 - 2011 годов, используя данные таблиц 2.18 и 2.19.
;
;
;
.
.
Установим, как изменилась сумма прибыли за счёт каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счёт:
1. объёма реализации продукции
;
2. отпускных цен
;
3. себестоимости реализованной продукции
.
Полученные результаты говорят о том, что уровень убыточности реализованной продукции растениеводства в основном повысился в связи со значительным увеличением себестоимости реализованной продукции (на 11,8%). Незначительное снижение отпускных цен вызвало снижение уровня рентабельности на 6,1 %.
Резервы увеличения суммы прибыли, и рентабельности выяснить не представляется возможным в связи с тем, что нельзя выявить резервы роста за счёт увеличения объёма реализации и за счёт снижения себестоимости реализуемой продукции. В сельскохозяйственных предприятиях объём реализации зависит от объёма собственных нужд предприятия (на семена) и объёма произведённой продукции, который находиться в зависимости от погодных условий и многих других факторов. А себестоимость растениеводческой продукции, в свою очередь, напрямую зависит от объёма произведённой продукции.
Глава III. Прогнозирование финансового состояния предприятия и пути его улучшения